Начало рок-музыки в СССР. Интервью с филологом Юрием Доманским

В XX веке рок-музы­ка ока­за­ла неви­дан­ное ранее вли­я­ние на моло­дёжь и стре­ми­тель­но рас­про­стра­ни­лась по все­му миру. Несмот­ря на куль­тур­ную изо­ля­цию стран соци­а­ли­сти­че­ско­го лаге­ря, рок про­ник через «желез­ный зана­вес» и быст­ро стал частью моло­дёж­ной культуры.

28 июня в Цен­тре Гиля­ров­ско­го про­фес­сор РГГУ, док­тор фило­ло­ги­че­ских наук и спе­ци­а­лист по рок-поэ­зии Юрий Доман­ский рас­ска­жет о совет­ском роке, его зарож­де­нии в 1960–1970‑х годах, а так­же о самой яркой эпо­хе в исто­рии это­го направ­ле­ния, кото­рую сей­час назы­ва­ют «геро­и­че­ски­ми восьмидесятыми».

В пред­две­рии новой встре­чи в рам­ках сов­мест­но­го про­ек­та VATNIKSTAN и Музея Моск­вы «Антро­по­ло­гия совет­ской повсе­днев­но­сти» Алек­сей Кире­ен­ко задал Юрию Вик­то­ро­ви­чу несколь­ко вопро­сов об иссле­до­ва­нии рок-поэ­зии, сло­во­цен­трич­но­сти рус­ско­го рока и зна­ко­вых собы­ти­ях в его истории.


— Фило­ло­гия — нау­ка о язы­ке и лите­ра­ту­ре, но в нашей стране песен­ную, а тем более рок-поэ­зию неред­ко обхо­дят сто­ро­ной. В какой момент вы нача­ли про­фес­си­о­наль­но зани­мать­ся этой темой?

— Этот вопрос для меня важен, пото­му что, когда начи­на­ешь ретро­спек­тив­но обра­щать­ся к вещам, кото­рые были доволь­но-таки дав­но, пони­ма­ешь, что пер­вый наш сбор­ник под загла­ви­ем «Рус­ская рок‑поэзия: текст и кон­текст» вышел ров­но чет­верть века назад — в 1998 году. Мы нача­ли инте­ре­со­вать­ся этой про­бле­мой, пытать­ся фило­ло­ги­че­ски зани­мать­ся сло­вес­ной состав­ля­ю­щей рок-ком­по­зи­ции за год до это­го, в 1997 году, писа­ли ста­тьи, посвя­щён­ные рок-поэ­зии. Тем более что пре­це­ден­ты к тому момен­ту уже были.

Юрий Доман­ский

Ста­тьи, посвя­щён­ные изу­че­нию рус­ско­го рока, до это­го уже появ­ля­лись в раз­ных фило­ло­ги­че­ских сбор­ни­ках. Это были еди­нич­ные при­ме­ры, но, надо ска­зать, очень каче­ствен­ные. Пер­вен­цем здесь высту­пи­ла поэ­зия Башла­чё­ва. Она рас­смат­ри­ва­лась вне зави­си­мо­сти от того, зву­чит она в испол­не­нии авто­ра, или она напе­ча­та­на на бумаге.

Когда мы поня­ли, что людям это инте­рес­но, мы выпу­сти­ли сбор­ник. Он полу­чил­ся совсем тонень­кий. Мы даже из каких-то суе­вер­ных сооб­ра­же­ний не поста­ви­ли на нём «№ 1». А серия про­дол­жи­лась бук­валь­но в сле­ду­ю­щем году — в 1999‑м мы выпу­сти­ли уже гораз­до более тол­стую книж­ку «Рус­ская рок‑поэзия: текст и кон­текст № 2». В этот раз у нас было боль­ше иссле­до­ва­те­лей, к нам под­клю­чи­лись сла­ви­сты из Поль­ши, Гер­ма­нии и Австрии. Интер­не­та не было, при­хо­ди­лось общать­ся по обыч­ной почте — ста­тьи мы полу­ча­ли на дис­ке­тах в бандеролях.

Это было очень инте­рес­но. Мы не ожи­да­ли, что будет такой резо­нанс от сбор­ни­ка. Мы сра­зу же собра­ли кон­фе­рен­цию по рок-поэ­зии. С дру­гой сто­ро­ны, мы полу­чи­ли очень силь­ный наго­няй от боль­шей части фило­ло­ги­че­ско­го сооб­ще­ства: «Пуш­ки­на ещё до кон­ца не изу­чи­ли, а вы уже за роке­ров берётесь».

— Како­го рода были претензии?

— Если кон­крет­но, то ком­мен­та­рии были двух типов. Во-пер­вых, пре­тен­зия была к каче­ству иссле­ду­е­мо­го мате­ри­а­ла: «Рок-поэ­зия в под­мёт­ки не годит­ся хоро­шей лите­ра­ту­ре». Это неиз­беж­но. Ведь когда в 1980‑е годы нача­ли изу­чать твор­че­ство Высоц­ко­го, фило­ло­ги стар­ше­го поко­ле­ния гово­ри­ли высоц­ко­ве­дам: «Это не дотя­ги­ва­ет до лите­ра­ту­ры, это мало­ху­до­же­ствен­ный продукт».

Юрий Доман­ский в 1986 году. Фото из лич­но­го архива

Высоц­ко­ве­ды — народ упор­ный. Про­во­ди­лись кон­фе­рен­ции, печа­та­лись сбор­ни­ки, защи­ща­лись дис­сер­та­ции. Но зато, когда мы нача­ли изу­чать рок, нам ста­ло доста­вать­ся от высоц­ко­ве­дов, пола­гав­ший наш объ­ект иссле­до­ва­ний мало­ху­до­же­ствен­ным в срав­не­нии с поэ­зи­ей Высоц­ко­го. В XXI веке ситу­а­ция в таком поко­лен­че­ском раз­ре­зе была про­дол­же­на — те, кто изу­чал рок, скеп­ти­че­ски отно­си­лись к иссле­до­ва­те­лям рэпа. Види­мо, это неиз­беж­но в нашей нау­ке. Сме­на акту­аль­но­го мате­ри­а­ла при­во­дит к смене поколений.

Вто­рой упрёк был нами пред­ви­ден — как мож­но изу­чать сло­вес­ный ком­по­нент без учё­та того, что это всё-таки поло­же­но на музы­ку и это поёт­ся. Уже тогда заме­ча­тель­ный исто­рик рус­ско­го рока Илья Смир­нов в кни­ге «Вре­мя коло­коль­чи­ков, или Жизнь и смерть рус­ско­го рока» выдви­нул тео­рию, что у оте­че­ствен­но­го рока три голо­вы — сло­во, музы­ка и испол­не­ние. В прин­ци­пе, мож­но взять и отсечь для иссле­до­ва­ния одну голо­ву, но это будет что-то немнож­ко непол­но­цен­ное. Есте­ствен­но, мы это осо­зна­ва­ли. Но фило­ло­ги­че­ский инстру­мен­та­рий того вре­ме­ни пред­по­ла­гал преж­де все­го изу­че­ние слова.

«Вре­мя коло­коль­чи­ков. Жизнь и смерть рус­ско­го рока». 1994 год

Ещё — то ли прав­да, то ли миф о сло­во­цен­трич­но­сти рус­ско­го рока. Этим мы себя оправ­ды­ва­ли, уде­ляя повы­шен­ное вни­ма­ние сло­ву — тек­сты в отры­ве от музы­ки и испол­не­ния что-то теря­ют, а что-то при­об­ре­та­ют. Испол­не­ние очень силь­но сужа­ет смыс­ло­вое поле тек­ста, оно направ­ля­ет его в опре­де­лён­ное русло.

В конеч­ном ито­ге мы при­шли к заклю­че­нию о двух суб­текстах — музы­каль­ном и сло­вес­ном, а испол­ни­тель­ский — это сверх­текст, в кото­ром эти суб­тек­сты суще­ству­ют в син­те­зе. Что­бы прий­ти к это­му, конеч­но, нуж­но было дол­го и упор­но зани­мать­ся иссле­до­ва­ни­я­ми рока. Сей­час у нас уже выхо­дит 23‑й выпуск наше­го сбор­ни­ка «Рус­ская рок-поэ­зия» — опре­де­лён­ный пока­за­тель того, что людям это интересно.

Все­гда идут поис­ки, чем, каки­ми про­бле­ма­ми зани­мать­ся в изу­че­нии рус­ско­го рока. Пона­ча­лу изу­ча­лись про­бле­мы обще­фи­ло­ло­ги­че­ско­го свой­ства — чужое сло­во в рус­ском роке, цик­ли­за­ция рус­ско­го рока, мифо­по­э­ти­ка в рус­ском роке. Позд­нее ста­ли заду­мы­вать­ся о каких-то ори­ги­наль­ных вещах при­ме­ни­тель­но к рок-культуре.

Юрий Доман­ский

В послед­ние годы меня увле­ка­ют две вещи — клю­че­вые фор­му­лы тек­ста как пока­за­тель его отне­сён­но­сти к рок-тек­сту и локаль­ные сце­ны рус­ско­го рока. Что каса­ет­ся локаль­ных сцен, то тут меня зани­ма­ют сле­ду­ю­щие вопро­сы: какие клю­че­вые чер­ты харак­те­ри­зу­ют тот или иной реги­он; мож­но ли отыс­кать какие-то чер­ты поэ­ти­ки локаль­ных сцен так, как их отыс­ки­ва­ют в ливер­пуль­ской или ман­че­стер­ской сценах?

В 2000‑е годы актив­но иска­ли мето­ды изу­че­ния син­те­ти­че­ско­го тек­ста. В 2010‑е про­изо­шло воз­вра­ще­ние к изу­че­нию вер­баль­но­го тек­ста. Дескать, мы ста­ли изу­чать текст син­те­ти­че­ский, но как-то поза­бы­ли, что мы фило­ло­ги. Сей­час наше изу­че­ние рок-тек­ста вклю­ча­ет ана­лиз облож­ки, внеш­не­го вида музы­кан­та, био­гра­фи­че­ско­го мифа испол­ни­те­ля. Всё это пока­за­ло, что фило­ло­гия — уни­вер­саль­ная нау­ка. Ей недо­ста­точ­но зани­мать­ся толь­ко пись­мен­ным сло­вом. Её мето­ды настоль­ко могу­чи, что могут про­сто-запро­сто изу­чать всё вокруг.

— Были ли в СССР люди, кото­рые зна­ли о рок-н-рол­ле в 1950‑х годах или для Совет­ско­го Сою­за всё нача­лось в 1960‑х?

— Пожа­луй, что были. Здесь мы долж­ны очер­тить началь­ные гра­ни­цы отте­пе­ли — XX съезд и VI Все­мир­ный фести­валь моло­дё­жи и сту­ден­тов в Москве, когда ста­ло понят­но, что «такая» музы­ка нача­ла про­ни­кать к нам. Я не берусь здесь гово­рить, кого пер­со­наль­но люди тех лет мог­ли узнать или как мог­ли полу­чить музы­каль­ные про­дук­ты, но при­ме­ни­тель­но ко вто­рой поло­вине 1950‑х годов мы можем судить о том, что это была заря про­ник­но­ве­ния рок-н-рол­ла и запад­ной культуры.

Фести­валь моло­дё­жи и сту­ден­тов в Москве. 1957 год

1960‑е годы отме­ти­лись рас­цве­том бар­дов­ской пес­ни, кото­рая заяви­ла о себе ещё в 1930‑е — это пес­ни «Бри­ган­ти­на» и «Гло­бус». Бар­ды назы­ва­ют их не пред­те­ча­ми, а пер­вы­ми ласточ­ка­ми. К кон­цу 1950‑х направ­ле­ние бар­дов­ской пес­ни уже скла­ды­ва­ет­ся отчёт­ли­во — Миха­ил Анча­ров, Алек­сандр Галич, уже начи­на­ет заяв­лять о себе вме­сте с поэта­ми отте­пе­ли Булат Окуд­жа­ва.

— Поче­му пер­вые совет­ские рок-груп­пы пели на англий­ском? Были ли в пер­вой волне кол­лек­ти­вы, кото­рые быст­ро пере­шли на рус­ский или сра­зу сочи­ня­ли на нём?

— Спер­ва мно­гие груп­пы ста­ра­лись не про­сто петь на англий­ском, а копи­ро­вать зву­ча­ние того, что они слы­шат с пла­сти­нок и пер­вых запи­сей кату­шеч­ных маг­ни­то­фо­нов. Их преж­де все­го на этих запи­сях вос­хи­щал сам саунд — гитар­ный звук, бара­ба­ны, то, как бас-гита­ра ведёт ритм. Наши испол­ни­те­ли ста­ра­лись это копи­ро­вать. Для чего? Для того, что­бы в Совет­ском Сою­зе это тоже мож­но было это услы­шать вживую.

Пер­вые совет­ские рок-груп­пы не дела­ли запи­сей. Они высту­па­ли на тан­цах и ресто­ра­нах, если услов­но. Для них совер­шен­но не прин­ци­пи­аль­но дать кон­церт. Для них важ­но пока­зать то, что они тоже так могут. Каче­ство груп­пы тогда зави­се­ло от того, насколь­ко точ­но ско­пи­ро­ван оригинал.

Потом, конеч­но, потреб­ность испол­нять на рус­ском воз­ник­ла. Напри­мер, «Маши­на вре­ме­ни» ведёт свой отсчёт от мая 1969 года. Они поют на рус­ском. Чуть рань­ше них — груп­па «Санкт-Петер­бург» Вла­ди­ми­ра Рек­ша­на и груп­па «Кочев­ни­ки», они тоже из горо­да на Неве. Чуть попоз­же — «Рос­си­яне». Воз­ни­ка­ет целый круг групп, кото­рые в кон­це 1960‑х — нача­ле 1970‑х годов начи­на­ют петь свои пес­ни на русском.

Андрей Мака­ре­вич (ныне ино­агент) на сцене «Тби­ли­си-80»

Я сей­час не гово­рю об их каче­стве. Они, ска­жем так, по-сво­е­му инте­рес­ны. Они были нача­лом. И куль­ту­ра эта нача­ла суще­ство­вать парал­лель­но с автор­ской пес­ней. Нель­зя ска­зать, что это одно явле­ние. Исто­ри­ки любят при­во­дить при­мер, что на кон­цер­те в Кали­нин­гра­де в 1968 году на одну и ту же ауди­то­рию высту­па­ли Вла­ди­мир Высоц­кий и груп­па «Сокол». И они совер­шен­но друг дру­га не заинтересовали.

— Поче­му Мини­стер­ство куль­ту­ры орга­ни­зо­ва­ло зна­ко­вый фести­валь «Весен­ние рит­мы. Тби­ли­си-80»? Ведь ещё у вла­сти Бреж­нев — не самые демо­кра­ти­че­ские времена.

— Дей­стви­тель­но, как и кому взбре­ло в голо­ву то, что сей­час мы рас­смат­ри­ва­ем как рок-фести­валь. Но орга­ни­зо­вы­ва­лось это как смотр худо­же­ствен­ной само­де­я­тель­но­сти. Съе­ха­лось более трёх десят­ков музы­каль­ных кол­лек­ти­вов с раз­ных кон­цов СССР. Всё это дела­лось под эги­дой ком­со­мо­ла, а уж что полу­чи­лось на выхо­де, мы пре­крас­но зна­ем. Кри­ми­на­ла-то почти не было, за исклю­че­ни­ем «Аква­ри­ума» (груп­пу дис­ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли за «непри­стой­ное пове­де­ние на сцене» — Прим. ред.).

Это заду­мы­ва­лось не как рок-фести­валь, а как смотр худо­же­ствен­ной само­де­я­тель­но­сти с авто­ри­тет­ным жюри. Заметь­те, орга­ни­зо­ва­но это было не в Москве, а в рес­пуб­ли­ке, в Гру­зии — в Тби­ли­си и Гори. Самое инте­рес­ное тут не то, что фести­валь раз­ре­ши­ли, а то, как этот фести­валь повли­ял на даль­ней­шее состо­я­ние — не хочу гово­рить, но при­дёт­ся ска­зать — музы­каль­но­го рын­ка. Пото­му что несколь­ко групп после это­го сра­зу же полу­чи­ли филар­мо­ни­че­ский про­фес­си­о­наль­ный статус.

Поче­му фести­валь был орга­ни­зо­ван? 1979 год — это ввод совет­ских войск в Афга­ни­стан, и вла­сти хоте­лось пока­зать свою либе­раль­ную сто­ро­ну. Хотя все выступ­ле­ния кон­тро­ли­ро­ва­лись, то, что сде­лал «Аква­ри­ум», было лож­кой дёг­тя (фаго­тист Алек­сандр Алек­сан­дров напра­вил инстру­мент в зал и изоб­ра­зил пуле­мёт­ную оче­редь. — Прим. ред.). Но, как потом при­зна­ва­ли сами музы­кан­ты, этот момент дал мощ­ный тол­чок к стре­ми­тель­но­му росту попу­ляр­но­сти группы.

— Поче­му сто­ли­цей рус­ско­го рока стал Ленин­град, а не Москва?

— У Моск­вы для это­го был опре­де­лён­ный потен­ци­ал, учи­ты­вая, что здесь нахо­ди­лись «Маши­на вре­ме­ни», «Вос­кре­се­нье» и «Висо­кос­ное лето». У Ленин­гра­да в совет­ское вре­мя все­гда была аура более демо­кра­ти­че­ско­го горо­да. У Моск­вы — сто­лич­ные функ­ции. В Ленин­гра­де — функ­ции куль­ту­ры и в этой свя­зи откры­тость к осталь­но­му миру. Бли­зость при­бал­тий­ских рес­пуб­лик тоже сыг­ра­ла свою роль. Петер­бурж­цы любят отме­чать осо­бый ста­тус. Плюс к это­му — более лояль­ные вла­сти. Вся эта систе­ма фак­то­ров изна­чаль­но рабо­та­ла на то, что такое явле­ние как рок-н-ролл долж­но было появить­ся в Ленин­гра­де, а не в Москве.

Сер­гей Курё­хин, Джо­ан­на Стин­грей, Геор­гий Гурья­нов, Юрий Кас­па­рян, Вик­тор Цой и Олег Гар­ку­ша на кон­цер­те. 1987 год

— Поми­мо ураль­ско­го и сибир­ско­го, были ли силь­ные рок-сооб­ще­ства в про­вин­ци­ях? Може­те вспом­нить хоро­шие груп­пы из регионов?

— Хоро­шие груп­пы навер­ня­ка были, но их попу­ляр­ность отно­сит­ся к кон­цу XX века. В рес­пуб­ли­ках дело обсто­я­ло ина­че, свои кол­лек­ти­вы высту­па­ли очень ярко. Напри­мер, в Эсто­нии появи­лась и бла­го­да­ря фести­ва­лю «Тби­ли­си-80» ста­ла попу­ляр­ной груп­па «Маг­не­тик бэнд». Они пели не на рус­ском язы­ке, но в музы­каль­ном плане были очень интересны.

Суще­ство­ва­ло что-то само­быт­ное и в дру­гих рес­пуб­ли­ках, но, судя по все­му, рок-н-ролл — это искус­ство кол­лек­тив­ное, нуж­ны были сооб­ще­ства. Где-то такие не мог­ли сло­жить­ся в прин­ци­пе. Поче­му сло­жи­лось в Сверд­лов­ске, но не сло­жи­лось в Каза­ни или Ново­си­бир­ске, дру­гих мил­ли­он­ни­ках? Где-то, как в Ново­си­бир­ске, во гла­ву угла ста­ви­лась автор­ская пес­ня. Где-то, как в Каза­ни, моло­дёжь и кто постар­ше зани­ма­лись тем, что дра­лись рай­он на рай­он — неко­гда было зани­мать­ся твор­че­ством, они так себя реализовывали.

Потом уже, во вто­рой поло­вине 1980‑х, рок-клу­бы начи­на­ют появ­лять­ся прак­ти­че­ски вез­де — ред­кий област­ной, рес­пуб­ли­кан­ский или кра­е­вой центр обхо­дит­ся без него. Дале­ко не все­гда музы­кан­ты выхо­дят за пре­де­лы како­го-то сво­е­го локу­са, мощ­но­го взры­ва, как в Ленин­гра­де или Сверд­лов­ске, не последовало.

— Рус­ский рок очень тек­сто­цен­три­чен, часто люби­те­ли рока счи­та­ют музы­ку вто­ро­сте­пен­ной состав­ля­ю­щей. Как вы оце­ни­ва­е­те музы­ку оте­че­ствен­ных групп?

— Для меня послед­нее вре­мя этот вопрос стал очень актуа­лен, пото­му что всё чаще гово­рят о сло­во­цен­трич­но­сти и о том, что музы­ка нику­да не годит­ся. Вспом­ним, это же гово­ри­ли и про Высоц­ко­го, пока про­фес­си­о­наль­ные музы­ко­ве­ды не заяви­ли, что музы­ка Вла­ди­ми­ра Семё­но­ви­ча очень каче­ствен­ная и в сво­ём направ­ле­нии даже показательная.

Навер­ное, то же самое я готов ска­зать и про рок-музы­ку. Тех, кого мы счи­та­ем вели­ко­леп­ны­ми поэта­ми — это и Егор Летов, и Алек­сандр Башла­чёв, и Эдмунд Шкляр­ский, и Майк Нау­мен­ко, и Борис Гре­бен­щи­ков, — не менее вели­ко­леп­ные ком­по­зи­то­ры, аран­жи­ров­щи­ки и испол­ни­те­ли. Для меня этот момент более чем оче­ви­ден, хотя недав­но мне пере­да­ли мне­ние одно­го очень авто­ри­тет­но­го спе­ци­а­ли­ста по музы­ке о том, что в рус­ском роке есть два ком­по­зи­то­ра с боль­шой бук­вы — Башла­чёв и Цой.

— В сре­де слу­ша­те­лей рус­ско­го рока есть мне­ние: если в песне повто­ря­ет­ся один и тот же куп­лет, то испол­ни­тель настоль­ко глуп, что не смог напи­сать вто­рой. Возь­мём при­ме­ры из панк-рока — пес­ни-кри­чал­ки «Граж­дан­ской Обо­ро­ны» «По *** — на ***» и «Пое***» или раз­дол­бай­скую «Пле­вать» груп­пы «Авто­ма­ти­че­ские удовлетворители».

— Это для меня сей­час прин­ци­пи­аль­ный фило­ло­ги­че­ский вопрос. Те при­ме­ры, кото­рые вы сей­час при­ве­ли, это квинт­эс­сен­ция суще­ство­ва­ния рок-тек­ста как тако­во­го. Зача­стую это квинт­эс­сен­ция спе­то­го тек­ста вооб­ще. Это так назы­ва­е­мые клю­че­вые фра­зы или удар­ные фор­му­лы. На них дела­ет­ся опре­де­лён­ная ставка.

Неко­то­рые музы­кан­ты гово­рят, что текст рож­да­ет­ся из клю­че­вой фра­зы. Здесь мы можем сослать­ся на авто­ри­тет Джи­ма Мор­ри­со­на, для кото­ро­го удар­ная фор­му­ла была осно­вой пес­ни. Или на авто­ри­тет груп­пы ABBA — они назы­ва­ли это hook, вокруг кото­ро­го всё закру­чи­ва­лось. Более того, поче­му мы можем гово­рить о том, что есть какие-то вари­а­ции это­го при­ё­ма — зача­стую может оста­вать­ся толь­ко одна эта фра­за и испол­нять­ся толь­ко она.

То, что вы назва­ли панк-кри­чал­ка­ми, и стро­ит­ся на этом. Сама по себе фра­за выпол­ня­ет функ­цию пол­но­цен­но­го тек­ста. То же самое я могу назвать о цити­ро­ва­нии в рус­ском роке, когда Летов, Гре­бен­щи­ков или Кин­чев берёт назва­ние како­го-нибудь лите­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. В слу­чае Кин­че­ва мы можем вспом­нить пес­ню «Жги», когда он встав­ля­ет фра­зу «И доль­ше века длит­ся день» — так назы­ва­ет­ся роман Чин­ги­за Айтматова.

Гре­бен­щи­ков, напри­мер, в одной из песен встав­ля­ет назва­ние кни­ги Мар­ке­са «Осень пат­ри­ар­ха». Зна­ме­ни­тый при­пев у «Би‑2» начи­на­ет­ся с «Пол­ков­ни­ку никто не пишет». У Лето­ва это целый набор — и «Сто лет оди­но­че­ства», и «Невы­но­си­мая лёг­кость бытия», и «Как зака­ля­лась сталь».

Кни­ги взя­ты из совер­шен­но раз­ных пара­дигм. Что дела­ют рок-музы­кан­ты? Если брать клас­си­че­ские меха­низ­мы цити­ро­ва­ния, то они вро­де как под­клю­ча­ют к тек­сту-реци­пи­ен­ту весь смысл тек­ста-источ­ни­ка. Полу­ча­ет­ся, про­из­не­ся фра­зу «Сто лет оди­но­че­ства», Летов под­клю­чил весь роман Мар­ке­са? Да нет, конеч­но! Он под­клю­чил толь­ко очень класс­ную фра­зу, кото­рая ста­ла само­сто­я­тель­ным тек­стом. Без­от­но­си­тель­но романа.

Егор Летов на кон­цер­те в ДК МЭИ, Москва. 1989 год

Рок в этом плане очень раз­бор­чив. Он обя­за­тель­но сде­ла­ет удар­ным что-то такое, что слу­ша­те­лю запом­нит­ся, что слу­ша­тель нач­нёт кру­тить в голо­ве, осо­зна­вать, над чем он будет раз­мыш­лять. Всё осталь­ное — свое­об­раз­ный автор­ский ком­мен­та­рий, её раз­вёр­ты­ва­ние в ту или иную сто­ро­ну. Тем любо­пыт­нее смот­реть, когда текст всту­па­ет в кон­фликт с удар­ной фразой.

У Лето­ва это очень пока­за­тель­но. Когда он может уда­рять «Дол­гая счаст­ли­вая жизнь» несколь­ко раз, а в куп­лет­ных частях пока­зы­вать, какая она на хрен счаст­ли­вая. Даже если и долгая.

— У «Арии» в твор­че­стве мно­го про бай­кер­скую куль­ту­ру. Как у нас свя­за­ны рок-музы­ка и бай­ке­ры? Насколь­ко их мож­но счи­тать суб­куль­ту­рой в СССР?

— Здесь я могу доста­точ­но отчёт­ли­во утвер­ждать, что это одна из мно­гих суб­куль­тур, кото­рая обра­зо­ва­лась и выкри­стал­ли­зо­ва­лась в сере­дине 1980‑х годов в пери­од пере­строй­ки. Что-то суще­ство­ва­ло до это­го — куль­ту­ра хип­пи, напри­мер. Но мас­со­во это рас­про­стра­ни­лось всё тоже толь­ко вме­сте с пере­строй­кой, когда они откры­то появи­лись на Арба­те и у памят­ни­ка Гоголю.

Кадр из филь­ма «Совет­ские хип­пи». Режис­сёр Терье Тооми­сту. 2017 год

Дру­гие суб­куль­ту­ры — метал­ли­сты, пан­ки — были ори­ен­ти­ро­ва­ны на музы­ку. Хип­пи, впро­чем, тоже. У бай­ке­ров тоже была своя музы­ка, но в осно­ву ложи­лась тех­ни­че­ская состав­ля­ю­щая, воз­мож­ность катать­ся на мото­цик­ле. Эта суб­куль­ту­ра инте­рес­но пока­за­на в филь­ме Вале­рия Ого­род­ни­ко­ва «Взлом­щик» с Кон­стан­ти­ном Кин­че­вым в глав­ной роли. В этой кар­тине так­же мож­но уви­деть суб­куль­ту­ру рок-музы­кан­тов и ленин­град­ско­го «Сай­го­на».

— Счи­та­е­те ли вы, что эра рус­ско­го рока закон­чи­лась с рас­па­дом СССР, когда уже вро­де ста­ло «не за что биться»?

— Мне кажет­ся, что с рас­па­дом СССР какие-то новые эпи­зо­ды эры рус­ско­го рока толь­ко нача­лись. Боль­шие кон­цер­ты, боль­шие фести­ва­ли — они при­хо­дят­ся не толь­ко на конец 80‑х, но и на самое нача­ло 1990‑х. Тогда рок ста­но­вит­ся мейн­стри­мом. Для меня оче­вид­но, что повли­ял на это не рас­пад строя, а после­до­ва­тель­ный уход Башла­чё­ва, Цоя, Май­ка Нау­мен­ко, Янки Дяги­ле­вой. Про­изо­шёл слом. Их не ста­ло, а кто-то остал­ся, ста­ло понят­но, что всё пере­хо­дит в новый формат.

Миха­ил Нау­мен­ко, Алек­сандр Лип­ниц­кий, Алек­сандр Башла­чёв и Вик­тор Цой

Мно­гие начи­на­ют гово­рить, что «рок-н-ролл мёртв». Но ведь в это же вре­мя появ­ля­ют­ся све­жие фено­ме­ны типа «Мумий трол­ля», Зем­фи­ры (при­зна­на Миню­стом РФ ино­аген­том), «Коро­ля и Шута». Поклон­ни­ки ста­ро­го рока сна­ча­ла смот­рят на это скеп­ти­че­ски, назы­ва­ют это тер­ми­ном «роко­по­пс». Меж­ду тем сей­час, с высо­ты про­жи­тых лет, мы пони­ма­ем, что это было всё-таки класс­но, про­сто при­шла дру­гая смена.

Напри­мер, «Сплин» при­шёл — настоль­ко могу­чее явле­ние в поэ­зии. Васи­лье­ва, пря­мо ска­жу, — мож­но сме­ло ста­вить на одну дос­ку с Башла­чё­вым, с Гре­бен­щи­ко­вым, с Лето­вым. Да и Князь тоже очень могу­чий поэт. А тогда каза­лось, что рок измельчал.

Но ведь потом при­шло поко­ле­ние нуле­вых — Lumen, Luna, «Слот», «Мель­ни­ца», «Зве­ри». И опять мно­гим каза­лось, что явле­ние свер­ну­ло куда-то не туда. А спи­сок огром­ный! Здесь и «Тролль гнёт ель», и «Тор­ба-на-Кру­че». При­смат­ри­ва­ем­ся, осмыс­ли­ва­ем, пони­ма­ем: да нет же! Это про­сто сле­ду­ю­щий этап.

Един­ствен­ное, о чём мож­но гово­рить, — идёт боль­ший уклон в эли­тар­ность. Не вся­кий спо­со­бен собрать ста­ди­он, а кто спо­со­бен — это либо что-то ста­рое и вли­я­тель­ное, типа ДДТ, либо что-то, рас­счи­тан­ное на очень мас­со­вую ауди­то­рию, типа «Ленин­гра­да».

Сер­гей Шну­ров на кон­цер­те. 2017 год

— Вопрос фило­ло­ги­че­ско­го харак­те­ра. Отку­да появи­лись тер­ми­ны «гов­но­рок» и «гов­нарь»?

— Как мне кажет­ся, те, кто пер­вым исполь­зо­вал эти тер­ми­ны, — пред­ста­ви­те­ли жёст­ко­го анде­гра­ун­да, где груп­пу из трёх чело­век слу­ша­ет два при­шед­ших на кон­церт зри­те­ля. Здесь игра­ет опре­де­лён­ную роль зависть: поче­му «Аква­ри­ум» в состо­я­нии собрать огром­ный клуб, а в наш под­вал тра­ди­ци­он­но при­хо­дит два слу­ша­те­ля, никак тре­тье­го зата­щить не можем.

Впер­вые сло­во «гов­но­рок» я услы­шал доста­точ­но позд­но. В иро­нич­ной или серьёз­ной — не знаю, песне испол­ни­те­ля по фами­лии Чер­нусь. Там этим тер­ми­ном назы­вал­ся кон­крет­но ураль­ский рок — «Если в тво­ём пас­пор­те про­пи­са­но „Урал“, / Зна­чит, ты в сто­ли­цах про­ка­на­ешь на ура!».

— Может ли слу­чить­ся так, что рус­ский рок сно­ва вер­нёт­ся в подполье?

— Про­гно­зы какие-то делать очень слож­но, но обра­ти­те вни­ма­ние, насколь­ко успеш­но сей­час запре­щён­ные в Рос­сии груп­пы дают кон­цер­ты за рубе­жом. Доста­точ­но посмот­реть видео­за­пи­си аме­ри­кан­ских кон­цер­тов «Маши­ны вре­ме­ни»: огром­ней­шие залы уров­ня наше­го «Кро­ку­са», пере­пол­нен­ные абсо­лют­но, все под­пе­ва­ют, все счаст­ли­вы, все рады. То же самое мож­но ска­зать про выступ­ле­ния в близ­ле­жа­щих стра­нах «Би‑2» и «Спли­на». Ничто не меша­ет взять билет до Таш­кен­та или Ере­ва­на и схо­дить на кон­церт Зем­фи­ры, одна­ко обид­но, что мы лише­ны это­го в нашей стране.

Навер­ное, появит­ся что-то такое, что эту нишу спо­соб­но будет запол­нить. Пока что на такие боль­шие пло­щад­ки пус­кать, конеч­но, неко­го. Если запре­тят Арбе­ни­ну и «Зве­рей», то оста­нет­ся толь­ко Шнур. Меж­ду тем аль­бо­мы запи­сы­ва­ют­ся, аль­бо­мы выкла­ды­ва­ют­ся, кон­цер­ты мож­но видеть на Юту­бе. Пока како­го-то страш­но­го анде­гра­ун­да, как мне кажет­ся, нет. Но про­гно­зы делать сложно.


Читай­те так­же «Самый луч­ший день для побе­га на Запад. „Крас­ная вол­на“ и „гор­би-рок“»

Поделиться