Февральские события прошлого года запустили в отечественной киноиндустрии нескончаемый поток бесед о судьбе проката в стране. Зарубежный мейнстрим официально распрощался с российским зрителем, поэтому Минкульт выдумал масштабно показывать китайское и индийское кино.
Говорить о бесполезности этого решения смысла нет: стоит лишь зайти в кинотеатр и убедиться в том, что Болливуд и ленты из Поднебесной совершенно не прижились в России. Выход остался один — отечественным энтузиастам нужно взять всё в свои руки и массово начать творить.
Кинообозреватель VATNIKSTAN Артём Гирик разбирается, как российские кинематографисты распорядились монополистической минутой славы и какие проекты уходящего года оказались действительно громкими, а какие — лишь шумными.
Фильм года
— «1993», реж. Александр Велединский
— «Айта», реж. Степан Бурнашёв
— «За нас с вами», реж. Андрей Смирнов
— «Снегирь», реж. Борис Хлебников
— «Чувства Анны», реж. Анна Меликян
«Болезнь» — слово, которое объединяет вышеперечисленные фильмы. Болезнь политическая, болезнь любовная, болезнь нравственная. Примечательно, что эта пятёрка выдающихся режиссёров, творцов из разных регионов и поколений, сняла абсолютно не похожие друг на друга картины и в то же время раскрыла одну тему — родина тяжело болеет.
И болезнь эта — явление не новое, да и временем не измеряемое. Смирнов пытается выявить корень зла в 1953 году, когда евреев начали массово сажать за госизмену. Велединский считает инкубационным периодом острой инфекции расстрел Белого дома. Меликян безысходно переносится в будущее, стремясь найти драгоценное лекарство где-то там, на пороге колонизации Марса.
Но есть ли среди нас единственно виноватые в непрекращающихся безумии и насилии? Кто тот нулевой пациент, определивший историю страны на поколения вперёд? Пожалуй, точного ответа на эти вопросы никто из указанных творцов дать не смог и не сможет. Однако мудрец Смирнов, ранее так тягостно вспоминавший послевоенное время в «Белорусском вокзале», кажется, оказался ближе всех к правде.
Один из персонажей его новой сложноустроенной работы, делящий всех на хороших и плохих, оправдывающий понравившихся людей и ненавидящий прочих, любит произносить следующий тост:
«За нас с вами и за хер с ними».
Кто знает, может, в этом эгоистичном и заманчиво удобном образе жизни и кроется причина непрекращающихся бед.
Сказка года
— «Баба Яга спасает мир», реж. Карен Захаров
— «По щучьему велению», реж. Александр Войтинский
— «Руслан и Людмила. Больше, чем сказка», реж. Алексей Замыслов, Владимир Вячеславович Николаев, Алексей Цицилин
— «Яга и книга заклинаний», реж. Владимир Саков
Но не всё в уходящем киногоду было так пессимистично — добродушных сказок для детей и взрослых тоже хоть отбавляй. А в 2024‑м их появится ещё как минимум три — «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Огниво против Волшебной скважины». Такой тренд сложно назвать неправильным.
Вопросы лишь к форме — вряд ли сейчас подрастающее поколение киноманов, ознакомившихся с красочными сражениями супергероев, удастся заинтересовать непривлекательного вида графикой и трюком с переодеваниями больших дядь и тёть в сказочных персонажей. Именно таким, похожим на утренник в детсаду, получилась история о бабке-ёжке от Карена Захарова.
А вот картина «По щучьему велению» оказалась весьма недурной, временами даже забавной вольной экранизацией всем известного сюжета о Емеле-дурачке. Иных комплиментов для подобного пласта кинематографа не требуется.
Самый громкий мини-сериал года
— «Кибердеревня», реж. Сергей Васильев
— «Король и Шут», реж. Рустам Мосафир
— «Плейлист волонтёра», реж. Максим Свешников
— «Слово пацана. Кровь на асфальте», реж. Жора Крыжовников
— «Фишер», реж. Сергей Тарамаев, Любовь Львова
Без каких-либо сомнений. Даже учитывая то, что 2023 год для российского кино — определённо год мини-сериалов, гремящих на всю страну.
Стоит подчеркнуть, что громкое произведение не всегда выдающееся, а в случае «Слова пацана» оценочная лексика так и вовсе не работает. Проекту Крыжовникова лучше всего подходит эпитет «взрывоопасный», поскольку, попав не в те руки, подобное кино может трагично воплотиться в реальности (впрочем, уже воплотилось). К тому же сам режиссёр, известный по «Горько!» и «Самому лучшему дню», обладает совершенно звериным чутьём, когда дело доходит до определения целевой аудитории. Шанса быть незамеченным у сериала просто не было.
Равно как и шанса не оказаться под угрозой запрета. Обеспокоенные родители и некоторые думские депутаты активно атакуют «Слово пацана», заявляя о недопустимости поэтизации образа бандита (никогда такого не было, и вот опять). Сторона защиты в лице в основном юных фанатов в соцсетях убеждают взрослых в обратном.
Отрицать чрезмерную романтизацию в сериале — дело необсуждаемо глупое. Гнусные малолетние преступники, с самодовольной улыбкой избивающие «чушпанов», насилующие девушек и под весёлую музыку грабящие бабушек, героически погибают от рук правоохранителей — романтичнее образа для подростка и не придумать. Но с таким же успехом можно обвинять Брайана де Пальму за его «Лицо со шрамом», Алексея Сидорова — за «Бригаду», Мартина Скорсезе — за «Славных парней», «Казино», «Волка с Уолл-стрит» и далее по списку. Романтизация — элемент, без которого бодрая криминальная сага моментально превратится в нравоучительный документальный фильм. Отвратительные зрелища привлекали публику с момента появления гладиаторских боёв, и с того времени вкусы у людей вряд ли поменялись.
Можно сколько угодно плеваться в сериал из-за отсутствия малейшей мотивации у героев, невыносимо дёрганого монтажа и нелепой попытки манипулировать чувствами целевой аудитории. Но нет никаких оснований на оправдание гневной критики в адрес «Слова пацана» за его оглушительно громкий выкрик в сторону запуганной индустрии.
Событие года
— Съёмки «Вызова» в космосе
— «Чебурашка» — самый кассовый фильм в российском прокате
— Четыре фильма математика Романа Михайлова
Феномен тропического зверька с большими ушами, обратившего на себя внимание более 22 миллионов зрителей (для сравнения — прошлый самый кассовый фильм в РФ «Аватар» посмотрели 13,5 миллиона человек), объясняется довольно просто. В новогоднем прокате на тот момент официально не было иностранных картин, просочившегося пиратского «Аватара» перенесли куда подальше, чтобы кассу не переманивал, а новые облезлые «Ёлки» обскакали по несуразности даже своих предшественников.
Российскому зрителю, пережившему тяжёлый год и очень уж хотевшему в кино в длинные выходные, не представилось иного выбора, кроме как собрать всех родственников от 0 до 99 лет и устроить совместный просмотр лёгкой комедии с участием любимого персонажа. Так и накапало более семи миллиардов рублей. Маркетинг — высший пилотаж, а Чебурашка как Чебурашка.
Разочарование года
— «Ампир V», реж. Виктор Гинзбург
— «Вызов», реж. Клим Шипенко
— «Нюрнберг», реж. Николай Лебедев
— «Тембот», Тина Мастафова
Один из главных номинантов на «Событие года», к сожалению, оказался занудным порождением бестолкового хвастовства и невыносимо жгучего желания быть лучше всех. Во фразе «„Вызов“ — первый художественный фильм, снятый в космосе» допущена неочевидная, но грубейшая ошибка, вводящая зрителя в опасный горделивый транс: картина эта — высказывание не художественное, а политическое.
Поздравляем Юлию Пересильд с полётом в космос, Клима Шипенко — с гарантированным попаданием в школьные учебники, а Константина Эрнста и его команду — со звёздной прибылью. А раз в планах уже съёмки сиквела на Луне, то и мечты получить стоящее государственное кино хотя бы на Земле испаряются со сверхсветовой скоростью.
Скандал года
— Отзыв прокатного удостоверения у «Айты»
— Существование «Брата 3»
— Сцена с изнасилованием в «Непосредственно Каха. Другой фильм»
Так или иначе каждый номинант здесь связан со странными решениями Минкульта, так что, по сути, главный зачинщик скандалов в этом киногоду уже определён.
Тем не менее наш голос — за возмутительную ситуацию с чудесной «Айтой». Во многом потому, что два последних номинанта — дурное ребячество, на которое и внимания обращать нет смысла: первый зачем-то решил сыграть на имени прославленной дилогии Балабанова, а второй неудачно использовал в художественном произведении подзаборный юмор.
Отмена «Айты» — дело уже посерьёзней, поскольку картину Бурнашёва и критики, и зрители единогласно назвали якутской жемчужиной. По мнению Роскомнадзора, лента, мораль которой заключается в необходимости безусловно и без предрассудков уважать каждого, содержит в себе «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России».
Видимо, даже несмотря на ситуацию с постоянно отменяемым Кириллом Серебренниковым, ведомства так и не поняли, что запретный плод более сладок, чем любой дозволенный. «Айта», к слову, стала самым популярным и кассовым фильмом Якутии.
Дебют года
— «Бери да помни», реж. Байбулат Батуллин
— «Крецул», реж. Александра Лихачёва
— «Летом асфальт тёплый», реж. Ирина Бас
— «Привет, мама», реж. Иля Малахова
«Привет, мама» вполне мог бы состязаться за звание лучшей картины, но не в этом крепком году. Мастодонты кино со своими нерешаемыми проблемами и непрекращающейся нервозностью задавили бы хрупкий и очень нежный дебют Малаховой.
«Привет, мама» — лента не бессюжетная, но ловко плюющая на него. Почему бы и нет, никто ж не говорил, что интересность фильма измеряется в концентрации залихватского действа. Вот и Малахова снимает лишь атмосферу петербургской коммуналки с обшарпанными дверями, в которой живут глубоко травмированные и пытающиеся заглушить ноющую боль женщины.
Это полуторачасовой срез бытового существования не хороших и не плохих людей, убегающих от непозитивной реальности и ищущих спасение в детской беззаботности. В общем, для всех понятное произведение. Потому и потенциально вечное.
Актёр года
— Александр Робак («1993», «Снегирь»)
— Евгений Цыганов («1993»)
— Иван Янковский («Плейлист волонтёра», «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер»)
— Никита Кологривый («По щучьему велению», «Слово пацана. Кровь на асфальте»)
— Юра Борисов («Кентавр»)
Внук великого Олега и сын безупречного Филиппа, Иван Янковский стал достойным продолжателем актёрской династии. Более того, внушающее количество его работ в уходящем году не ставит под сомнение их качество, так что причин беспокоиться о повторении судьбы такого же вездесущего Александра Петрова пока не видится. Артист по крови, не по желанию.
Актриса года
— Анна Михалкова («Повелитель ветра», «Чувства Анны»)
— Дарья Савельева («Привет, мама», «Каникулы»)
— Юлия Пересильд («Вызов»)
И здесь безоговорочная победа потомственной актрисы из не менее значимой для мира искусства семьи Михалковых-Кончаловских. Анне Никитичне, тонко чувствующей русскую природу, из проекта в проект удаётся избавиться от искусственно-игрового аспекта кино в пользу вдыхания жизни в персонажа. Непередаваемые чувства Анны если ещё не попали в книжки по актёрскому мастерству, то в скором времени обязательно попадут.
Режиссёр года
— Александр Велединский («1993»)
— Андрей Смирнов («За нас с вами»)
— Борис Хлебников («Снегирь»)
— Иля Малахова («Привет, мама»)
— Роман Михайлов («Наследие», «Отпуск в октябре», «Поедем с тобой в Макао», «Снег, сестра и росомаха»
Роман Михайлов — фигура, открывшаяся для зрителя совсем недавно. В конце прошлого года он, доктор физико-математических наук, писатель и одновременно театральный режиссёр, выпустил совместный с Фёдором Лавровым проект «Сказка для старых». И с того времени свет увидел ещё четыре его математически выверенных и по-хорошему графоманских картины. Пятая, «Жар-птица», уже готовится на монтажном столе до состояния аль денте.
В музыкальной индустрии нередко применяется словосочетание album run, которое описывает количество удачных в дискографии творца альбомов, выпущенных подряд. У Михайлова этот «забег» великолепия начался очень внезапно, набрал бешеные обороты за считанные месяцы и уж точно не завершится в ближайшее время. Это то самое искусство, способное не просто подстраиваться под время, а задавать векторы развития. И нет никаких сомнений в том, что профессор Михайлов уже всё просчитал и знает, куда мы движемся.
Читайте также «Лучшие фильмы и сериалы 2022 года».