Лучшие и худшие российские кинопроекты 2023 года

Фев­раль­ские собы­тия про­шло­го года запу­сти­ли в оте­че­ствен­ной кино­ин­ду­стрии нескон­ча­е­мый поток бесед о судь­бе про­ка­та в стране. Зару­беж­ный мейн­стрим офи­ци­аль­но рас­про­щал­ся с рос­сий­ским зри­те­лем, поэто­му Мин­культ выду­мал мас­штаб­но пока­зы­вать китай­ское и индий­ское кино.

Гово­рить о бес­по­лез­но­сти это­го реше­ния смыс­ла нет: сто­ит лишь зай­ти в кино­те­атр и убе­дить­ся в том, что Бол­ли­вуд и лен­ты из Под­не­бес­ной совер­шен­но не при­жи­лись в Рос­сии. Выход остал­ся один — оте­че­ствен­ным энту­зи­а­стам нуж­но взять всё в свои руки и мас­со­во начать творить.

Кино­обо­зре­ва­тель VATNIKSTAN Артём Гирик раз­би­ра­ет­ся, как рос­сий­ские кине­ма­то­гра­фи­сты рас­по­ря­ди­лись моно­по­ли­сти­че­ской мину­той сла­вы и какие про­ек­ты ухо­дя­ще­го года ока­за­лись дей­стви­тель­но гром­ки­ми, а какие — лишь шумными.


Фильм года

— «1993», реж. Алек­сандр Велединский
— «Айта», реж. Сте­пан Бурнашёв
— «За нас с вами», реж. Андрей Смирнов
— «Сне­гирь», реж. Борис Хлебников
— «Чув­ства Анны», реж. Анна Меликян

«Болезнь» — сло­во, кото­рое объ­еди­ня­ет выше­пе­ре­чис­лен­ные филь­мы. Болезнь поли­ти­че­ская, болезнь любов­ная, болезнь нрав­ствен­ная. При­ме­ча­тель­но, что эта пятёр­ка выда­ю­щих­ся режис­сё­ров, твор­цов из раз­ных реги­о­нов и поко­ле­ний, сня­ла абсо­лют­но не похо­жие друг на дру­га кар­ти­ны и в то же вре­мя рас­кры­ла одну тему — роди­на тяже­ло болеет.

И болезнь эта — явле­ние не новое, да и вре­ме­нем не изме­ря­е­мое. Смир­нов пыта­ет­ся выявить корень зла в 1953 году, когда евре­ев нача­ли мас­со­во сажать за госиз­ме­ну. Веле­дин­ский счи­та­ет инку­ба­ци­он­ным пери­о­дом острой инфек­ции рас­стрел Бело­го дома. Мели­кян безыс­ход­но пере­но­сит­ся в буду­щее, стре­мясь най­ти дра­го­цен­ное лекар­ство где-то там, на поро­ге коло­ни­за­ции Марса.

Но есть ли сре­ди нас един­ствен­но вино­ва­тые в непре­кра­ща­ю­щих­ся безу­мии и наси­лии? Кто тот нуле­вой паци­ент, опре­де­лив­ший исто­рию стра­ны на поко­ле­ния впе­рёд? Пожа­луй, точ­но­го отве­та на эти вопро­сы никто из ука­зан­ных твор­цов дать не смог и не смо­жет. Одна­ко муд­рец Смир­нов, ранее так тягост­но вспо­ми­нав­ший после­во­ен­ное вре­мя в «Бело­рус­ском вок­за­ле», кажет­ся, ока­зал­ся бли­же всех к правде.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Один из пер­со­на­жей его новой слож­но­устро­ен­ной рабо­ты, деля­щий всех на хоро­ших и пло­хих, оправ­ды­ва­ю­щий понра­вив­ших­ся людей и нена­ви­дя­щий про­чих, любит про­из­но­сить сле­ду­ю­щий тост:

«За нас с вами и за хер с ними».

Кто зна­ет, может, в этом эго­и­стич­ном и заман­чи­во удоб­ном обра­зе жиз­ни и кро­ет­ся при­чи­на непре­кра­ща­ю­щих­ся бед.


Сказка года

— «Баба Яга спа­са­ет мир», реж. Карен Захаров
— «По щучье­му веле­нию», реж. Алек­сандр Войтинский
— «Рус­лан и Люд­ми­ла. Боль­ше, чем сказ­ка», реж. Алек­сей Замыс­лов, Вла­ди­мир Вяче­сла­во­вич Нико­ла­ев, Алек­сей Цицилин
— «Яга и кни­га закли­на­ний», реж. Вла­ди­мир Саков

Но не всё в ухо­дя­щем кино­го­ду было так пес­си­ми­стич­но — доб­ро­душ­ных ска­зок для детей и взрос­лых тоже хоть отбав­ляй. А в 2024‑м их появит­ся ещё как мини­мум три — «Бре­мен­ские музы­кан­ты», «Лету­чий корабль», «Огни­во про­тив Вол­шеб­ной сква­жи­ны». Такой тренд слож­но назвать неправильным.

Вопро­сы лишь к фор­ме — вряд ли сей­час под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние кино­ма­нов, озна­ко­мив­ших­ся с кра­соч­ны­ми сра­же­ни­я­ми супер­ге­ро­ев, удаст­ся заин­те­ре­со­вать непри­вле­ка­тель­но­го вида гра­фи­кой и трю­ком с пере­оде­ва­ни­я­ми боль­ших дядь и тёть в ска­зоч­ных пер­со­на­жей. Имен­но таким, похо­жим на утрен­ник в дет­са­ду, полу­чи­лась исто­рия о баб­ке-ёжке от Каре­на Захарова.

А вот кар­ти­на «По щучье­му веле­нию» ока­за­лась весь­ма недур­ной, вре­ме­на­ми даже забав­ной воль­ной экра­ни­за­ци­ей всем извест­но­го сюже­та о Еме­ле-дурач­ке. Иных ком­пли­мен­тов для подоб­но­го пла­ста кине­ма­то­гра­фа не требуется.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Самый громкий мини-сериал года

— «Кибер­де­рев­ня», реж. Сер­гей Васильев
— «Король и Шут», реж. Рустам Мосафир
— «Плей­лист волон­тё­ра», реж. Мак­сим Свешников
— «Сло­во паца­на. Кровь на асфаль­те», реж. Жора Крыжовников
— «Фишер», реж. Сер­гей Тара­ма­ев, Любовь Львова

Без каких-либо сомне­ний. Даже учи­ты­вая то, что 2023 год для рос­сий­ско­го кино — опре­де­лён­но год мини-сери­а­лов, гре­мя­щих на всю страну.

Сто­ит под­черк­нуть, что гром­кое про­из­ве­де­ние не все­гда выда­ю­ще­е­ся, а в слу­чае «Сло­ва паца­на» оце­ноч­ная лек­си­ка так и вовсе не рабо­та­ет. Про­ек­ту Кры­жов­ни­ко­ва луч­ше все­го под­хо­дит эпи­тет «взры­во­опас­ный», посколь­ку, попав не в те руки, подоб­ное кино может тра­гич­но вопло­тить­ся в реаль­но­сти (впро­чем, уже вопло­ти­лось). К тому же сам режис­сёр, извест­ный по «Горь­ко!» и «Само­му луч­ше­му дню», обла­да­ет совер­шен­но зве­ри­ным чутьём, когда дело дохо­дит до опре­де­ле­ния целе­вой ауди­то­рии. Шан­са быть неза­ме­чен­ным у сери­а­ла про­сто не было.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Рав­но как и шан­са не ока­зать­ся под угро­зой запре­та. Обес­по­ко­ен­ные роди­те­ли и неко­то­рые дум­ские депу­та­ты актив­но ата­ку­ют «Сло­во паца­на», заяв­ляя о недо­пу­сти­мо­сти поэ­ти­за­ции обра­за бан­ди­та (нико­гда тако­го не было, и вот опять). Сто­ро­на защи­ты в лице в основ­ном юных фана­тов в соц­се­тях убеж­да­ют взрос­лых в обратном.

Отри­цать чрез­мер­ную роман­ти­за­цию в сери­а­ле — дело необ­суж­да­е­мо глу­пое. Гнус­ные мало­лет­ние пре­ступ­ни­ки, с само­до­воль­ной улыб­кой изби­ва­ю­щие «чушпа­нов», наси­лу­ю­щие деву­шек и под весё­лую музы­ку гра­бя­щие бабу­шек, геро­и­че­ски поги­ба­ют от рук пра­во­охра­ни­те­лей — роман­тич­нее обра­за для под­рост­ка и не при­ду­мать. Но с таким же успе­хом мож­но обви­нять Брай­а­на де Паль­му за его «Лицо со шра­мом», Алек­сея Сидо­ро­ва — за «Бри­га­ду», Мар­ти­на Скор­се­зе — за «Слав­ных пар­ней», «Кази­но», «Вол­ка с Уолл-стрит» и далее по спис­ку. Роман­ти­за­ция — эле­мент, без кото­ро­го бод­рая кри­ми­наль­ная сага момен­таль­но пре­вра­тит­ся в нра­во­учи­тель­ный доку­мен­таль­ный фильм. Отвра­ти­тель­ные зре­ли­ща при­вле­ка­ли пуб­ли­ку с момен­та появ­ле­ния гла­ди­а­тор­ских боёв, и с того вре­ме­ни вку­сы у людей вряд ли поменялись.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Мож­но сколь­ко угод­но пле­вать­ся в сери­ал из-за отсут­ствия малей­шей моти­ва­ции у геро­ев, невы­но­си­мо дёр­га­но­го мон­та­жа и неле­пой попыт­ки мани­пу­ли­ро­вать чув­ства­ми целе­вой ауди­то­рии. Но нет ника­ких осно­ва­ний на оправ­да­ние гнев­ной кри­ти­ки в адрес «Сло­ва паца­на» за его оглу­ши­тель­но гром­кий выкрик в сто­ро­ну запу­ган­ной индустрии.


Событие года

— Съём­ки «Вызо­ва» в космосе
— «Чебу­раш­ка» — самый кас­со­вый фильм в рос­сий­ском прокате
— Четы­ре филь­ма мате­ма­ти­ка Рома­на Михайлова

Фено­мен тро­пи­че­ско­го зверь­ка с боль­ши­ми уша­ми, обра­тив­ше­го на себя вни­ма­ние более 22 мил­ли­о­нов зри­те­лей (для срав­не­ния — про­шлый самый кас­со­вый фильм в РФ «Ава­тар» посмот­ре­ли 13,5 мил­ли­о­на чело­век), объ­яс­ня­ет­ся доволь­но про­сто. В ново­год­нем про­ка­те на тот момент офи­ци­аль­но не было ино­стран­ных кар­тин, про­со­чив­ше­го­ся пират­ско­го «Ава­та­ра» пере­нес­ли куда подаль­ше, что­бы кас­су не пере­ма­ни­вал, а новые облез­лые «Ёлки» обска­ка­ли по несу­раз­но­сти даже сво­их предшественников.

Источ­ник: «Цен­трал Партнершип»

Рос­сий­ско­му зри­те­лю, пере­жив­ше­му тяжё­лый год и очень уж хотев­ше­му в кино в длин­ные выход­ные, не пред­ста­ви­лось ино­го выбо­ра, кро­ме как собрать всех род­ствен­ни­ков от 0 до 99 лет и устро­ить сов­мест­ный про­смотр лёг­кой коме­дии с уча­сти­ем люби­мо­го пер­со­на­жа. Так и нака­па­ло более семи мил­ли­ар­дов руб­лей. Мар­ке­тинг — выс­ший пило­таж, а Чебу­раш­ка как Чебурашка.


Разочарование года

— «Ампир V», реж. Вик­тор Гинзбург
— «Вызов», реж. Клим Шипенко
— «Нюрн­берг», реж. Нико­лай Лебедев
— «Тем­б­от», Тина Мастафова

Один из глав­ных номи­нан­тов на «Собы­тие года», к сожа­ле­нию, ока­зал­ся зануд­ным порож­де­ни­ем бес­тол­ко­во­го хва­стов­ства и невы­но­си­мо жгу­че­го жела­ния быть луч­ше всех. Во фра­зе «„Вызов“ — пер­вый худо­же­ствен­ный фильм, сня­тый в кос­мо­се» допу­ще­на неоче­вид­ная, но гру­бей­шая ошиб­ка, вво­дя­щая зри­те­ля в опас­ный гор­де­ли­вый транс: кар­ти­на эта — выска­зы­ва­ние не худо­же­ствен­ное, а политическое.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Поздрав­ля­ем Юлию Пере­сильд с полё­том в кос­мос, Кли­ма Шипен­ко — с гаран­ти­ро­ван­ным попа­да­ни­ем в школь­ные учеб­ни­ки, а Кон­стан­ти­на Эрн­ста и его коман­ду — со звёзд­ной при­бы­лью. А раз в пла­нах уже съём­ки сикве­ла на Луне, то и меч­ты полу­чить сто­я­щее госу­дар­ствен­ное кино хотя бы на Зем­ле испа­ря­ют­ся со сверх­све­то­вой скоростью.


Скандал года

— Отзыв про­кат­но­го удо­сто­ве­ре­ния у «Айты»
— Суще­ство­ва­ние «Бра­та 3»
— Сце­на с изна­си­ло­ва­ни­ем в «Непо­сред­ствен­но Каха. Дру­гой фильм»

Так или ина­че каж­дый номи­нант здесь свя­зан со стран­ны­ми реше­ни­я­ми Мин­куль­та, так что, по сути, глав­ный зачин­щик скан­да­лов в этом кино­го­ду уже определён.

Тем не менее наш голос — за воз­му­ти­тель­ную ситу­а­цию с чудес­ной «Айтой». Во мно­гом пото­му, что два послед­них номи­нан­та — дур­ное ребя­че­ство, на кото­рое и вни­ма­ния обра­щать нет смыс­ла: пер­вый зачем-то решил сыг­рать на име­ни про­слав­лен­ной дило­гии Бала­ба­но­ва, а вто­рой неудач­но исполь­зо­вал в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии под­за­бор­ный юмор.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Отме­на «Айты» — дело уже посе­рьёз­ней, посколь­ку кар­ти­ну Бур­на­шё­ва и кри­ти­ки, и зри­те­ли еди­но­глас­но назва­ли якут­ской жем­чу­жи­ной. По мне­нию Рос­ком­над­зо­ра, лен­та, мораль кото­рой заклю­ча­ет­ся в необ­хо­ди­мо­сти без­услов­но и без пред­рас­суд­ков ува­жать каж­до­го, содер­жит в себе «деструк­тив­ную инфор­ма­цию, про­ти­во­ре­ча­щую прин­ци­пам един­ства наро­дов России».

Види­мо, даже несмот­ря на ситу­а­цию с посто­ян­но отме­ня­е­мым Кирил­лом Сереб­рен­ни­ко­вым, ведом­ства так и не поня­ли, что запрет­ный плод более сла­док, чем любой доз­во­лен­ный. «Айта», к сло­ву, ста­ла самым попу­ляр­ным и кас­со­вым филь­мом Якутии.


Дебют года

— «Бери да помни», реж. Бай­бу­лат Батуллин
— «Кре­цул», реж. Алек­сандра Лихачёва
— «Летом асфальт тёп­лый», реж. Ири­на Бас
— «При­вет, мама», реж. Иля Малахова

«При­вет, мама» вполне мог бы состя­зать­ся за зва­ние луч­шей кар­ти­ны, но не в этом креп­ком году. Масто­дон­ты кино со сво­и­ми нере­ша­е­мы­ми про­бле­ма­ми и непре­кра­ща­ю­щей­ся нер­воз­но­стью зада­ви­ли бы хруп­кий и очень неж­ный дебют Малаховой.

Источ­ник: kinopoisk.ru

«При­вет, мама» — лен­та не бес­сю­жет­ная, но лов­ко плю­ю­щая на него. Поче­му бы и нет, никто ж не гово­рил, что инте­рес­ность филь­ма изме­ря­ет­ся в кон­цен­тра­ции залих­ват­ско­го дей­ства. Вот и Мала­хо­ва сни­ма­ет лишь атмо­сфе­ру петер­бург­ской ком­му­нал­ки с обшар­пан­ны­ми две­ря­ми, в кото­рой живут глу­бо­ко трав­ми­ро­ван­ные и пыта­ю­щи­е­ся заглу­шить ною­щую боль женщины.

Это полу­то­ра­ча­со­вой срез быто­во­го суще­ство­ва­ния не хоро­ших и не пло­хих людей, убе­га­ю­щих от непо­зи­тив­ной реаль­но­сти и ищу­щих спа­се­ние в дет­ской без­за­бот­но­сти. В общем, для всех понят­ное про­из­ве­де­ние. Пото­му и потен­ци­аль­но вечное.


Актёр года

— Алек­сандр Робак («1993», «Сне­гирь»)
— Евге­ний Цыга­нов («1993»)
— Иван Янков­ский («Плей­лист волон­тё­ра», «Сло­во паца­на. Кровь на асфаль­те», «Фишер»)
— Ники­та Коло­гри­вый («По щучье­му веле­нию», «Сло­во паца­на. Кровь на асфальте»)
— Юра Бори­сов («Кен­тавр»)

Внук вели­ко­го Оле­га и сын без­упреч­но­го Филип­па, Иван Янков­ский стал достой­ным про­дол­жа­те­лем актёр­ской дина­стии. Более того, вну­ша­ю­щее коли­че­ство его работ в ухо­дя­щем году не ста­вит под сомне­ние их каче­ство, так что при­чин бес­по­ко­ить­ся о повто­ре­нии судь­бы тако­го же вез­де­су­ще­го Алек­сандра Пет­ро­ва пока не видит­ся. Артист по кро­ви, не по желанию.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Актриса года

— Анна Михал­ко­ва («Пове­ли­тель вет­ра», «Чув­ства Анны»)
— Дарья Саве­лье­ва («При­вет, мама», «Кани­ку­лы»)
— Юлия Пере­сильд («Вызов»)

И здесь без­ого­во­роч­ная побе­да потом­ствен­ной актри­сы из не менее зна­чи­мой для мира искус­ства семьи Михал­ко­вых-Кон­ча­лов­ских. Анне Ники­тичне, тон­ко чув­ству­ю­щей рус­скую при­ро­ду, из про­ек­та в про­ект уда­ёт­ся изба­вить­ся от искус­ствен­но-игро­во­го аспек­та кино в поль­зу вды­ха­ния жиз­ни в пер­со­на­жа. Непе­ре­да­ва­е­мые чув­ства Анны если ещё не попа­ли в книж­ки по актёр­ско­му мастер­ству, то в ско­ром вре­ме­ни обя­за­тель­но попадут.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Режиссёр года

— Алек­сандр Веле­дин­ский («1993»)
— Андрей Смир­нов («За нас с вами»)
— Борис Хлеб­ни­ков («Сне­гирь»)
— Иля Мала­хо­ва («При­вет, мама»)
— Роман Михай­лов («Насле­дие», «Отпуск в октяб­ре», «Поедем с тобой в Макао», «Снег, сест­ра и росомаха»

Роман Михай­лов — фигу­ра, открыв­ша­я­ся для зри­те­ля совсем недав­но. В кон­це про­шло­го года он, док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, писа­тель и одно­вре­мен­но теат­раль­ный режис­сёр, выпу­стил сов­мест­ный с Фёдо­ром Лав­ро­вым про­ект «Сказ­ка для ста­рых». И с того вре­ме­ни свет уви­дел ещё четы­ре его мате­ма­ти­че­ски выве­рен­ных и по-хоро­ше­му гра­фо­ман­ских кар­ти­ны. Пятая, «Жар-пти­ца», уже гото­вит­ся на мон­таж­ном сто­ле до состо­я­ния аль денте.

Источ­ник: Кино­про­кат­ная ком­па­ния «Про­взгляд»

В музы­каль­ной инду­стрии неред­ко при­ме­ня­ет­ся сло­во­со­че­та­ние album run, кото­рое опи­сы­ва­ет коли­че­ство удач­ных в дис­ко­гра­фии твор­ца аль­бо­мов, выпу­щен­ных под­ряд. У Михай­ло­ва этот «забег» вели­ко­ле­пия начал­ся очень вне­зап­но, набрал беше­ные обо­ро­ты за счи­тан­ные меся­цы и уж точ­но не завер­шит­ся в бли­жай­шее вре­мя. Это то самое искус­ство, спо­соб­ное не про­сто под­стра­и­вать­ся под вре­мя, а зада­вать век­то­ры раз­ви­тия. И нет ника­ких сомне­ний в том, что про­фес­сор Михай­лов уже всё про­счи­тал и зна­ет, куда мы движемся.


Читай­те так­же «Луч­шие филь­мы и сери­а­лы 2022 года».

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Поделиться