Гражданская война закончилась, и население новой России вздохнуло с облегчением: можно было строить новую жизнь, а вместе с ней — создавать образ нового человека. Особенные фасоны одежды и обуви, радикальные стрижки стали символом НЭПа не меньше, чем кабаре с хитами про «Бублички» и «Мурку». Что носили модники 1920‑х годов, кто шил им одежду и как мода связана с масштабными историческими событиями?
Как узнать НЭП: фасоны одежды и обуви, причёски
После революции и Гражданской войны жители России оказались в совершенно новой стране. Свободный образ образ жизни, эмансипация, отказ от буржуазных пережитков, ограниченность в средствах вместе с возможностью впервые за много лет покупать одежду определили модные тенденции. Люди хотели выглядеть и одеваться по-новому: костюмы и причёски стали для них способом заявить о себе в новой реальности. Впервые с 1917 года появилась возможность покупать одежду. Центром моды оставались Москва и Петроград (Ленинград), а несмотря на «всеобщее равенство», по внешнему виду легко было отличать богатых и бедных, работников государственных ведомств и предпринимателей-нэпманов.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2018/09/moda-nepa-01.jpg)
Во время НЭПа свободная торговля ненадолго вернулась в Россию, но большинство людей всё равно не имели возможности покупать наряды — не было денег. Поэтому массово использовались дешёвые ткани: холст, грубое полотно, старая военная форма и солдатское сукно. В то же время новый облик должен был демонстрировать взгляды человека, его разрыв с прошлым и «освобождение». Символическое значение приобрёл красный цвет — его активно использовали в немногочисленных аксессуарах. А одним из главных символов 1920‑х стала кожаная комиссарская куртка. Такие носили и мужчины, и женщины.
К примеру, очень узнаваем и сегодня образ чекиста в кожаной куртке и фуражке. В «Собачьем сердце» Булгакова Швондер и его команда посещают профессора Преображенского как раз в такой одежде. Казалось бы, откуда в бедной послевоенной стране столько кожи, что каждый новоявленный управленец мог получить куртку из неё? Ещё до Первой мировой войны в Российской империи пошили много кожаной формы для авиационных батальонов, но использовать не успели. После Октябрьской революции склады с ней нашли большевики и раздавали своим. Именно в этих куртках несколько десятилетий щеголяли комиссары.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-2.jpg)
Для повседневной мужской и женской одежды характерно полное отсутствие декоративных элементов: галстуков, бантов, рюшей. Всё это воспринималось как «буржуазный пережиток». В романе «Как закалялась сталь» героиню Тоню Туманову, появившуюся на комсомольском собрании в нарядном платье с рюшами, очень осудили:
«Павла отозвал в сторону секретарь комсомола товарной пристани, плечистый парень в грубой брезентовой рубахе, грузчик Панкратов. Недружелюбно глянул на Павла; скосив глаза на Тоню, сказал: „…Вид-то у неё для нас неподходящий, на буржуазию похоже. Как её пропустили сюда?“».
До революции приемлемым в высоких кругах считались только наряды, сшитые на заказ по меркам клиента. Покупка готовой одежды была уделом низших классов. Во время НЭПа подход меняется: покупать готовые наряды перестаёт быть зазорным, а многие модницы и вовсе блистали в платьях, сшитых из солдатского сукна собственными руками по моделям из журналов.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-3.jpg)
Радикальнее всего изменилась женская мода. Главные признаки состоятельной модницы 1920‑х: короткая стрижка с завитыми локонами, прямое платье с низкой талией (чтобы не подчёркивало женственность очертаний), шляпка с вуалью и длинные перчатки. Среди украшений больше всего ценился жемчуг, хотя большинство носили подделку. В моду входит худоба, многие женщины стремятся подражать балеринам и актрисам немого кино. Хорошим тоном считалось перетягивать грудь бинтами, чтобы сделать её плоской. Округлые формы, наоборот, считались неприличными. Это демонстративная гендерная унификация: желание подражать мужчинам, противопоставить себя старой «патриархальной» системе и во всём догнать мужчин.
Но такие наряды были доступны только очень узкому кругу состоятельных модниц. Менее богатые женщины одевались проще, но не менее революционно. Носили платья из холста, матерчатые куртки и ситцевые блузы, прямые юбки из солдатского сукна и даже мужские гимнастёрки. В мемуарах писательницы Надежды Тэффи упоминается, что в расход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала, полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе.
Большую популярность имели дешёвые крашеные меха — вспомните Эллочку-людоедку. Не брезговали даже кошками — снова вспомним, как в «Собачьем сердце» Шариков занялся отловом кошек на шапки. Вместо шляпки с вуалью носили надвинутую на лоб красную косынку. Фасоны преимущественно прямые, неприталенные. Назначение аналогичное — подчеркнуть равноправие и освобождение.
Обувь была менее разнообразной, ведь шить её на дому труднее, чем одежду. Все обували сапоги, ботинки, парусиновые тапочки, резиновые боты.
Надежда Ламанова: для широких масс и звёзд кино
Первыми лицами моды были актрисы театра и немого кино, балерины и просто очень известные персоны широкого профиля. Например, Лиля Брик. Культурный бомонд мог пользоваться услугами дорогих портных и модельеров наряду с партийной элитой и разбогатевшими нэпманами.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-6.jpg)
В середине 20‑х годов особым шиком считалось иметь наряды «от Ламановой». Известной портнихой Надежда Ламанова была и до революции: удостоена звания «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», то есть шила одежду императорской семьи и их приближённых.
«Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Фёдоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то „не сошлись характерами“ и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц».
Из воспоминаний Георгия Лемана
В 1920‑е годы модельер начала создавать одежду «для широких масс» и её взгляды многим пришлись по вкусу. При создании фасонов Надежда Ламанова сочетала традиции народного костюма с потребностями современных женщин. Эти костюмы проектировались как недорогая одежда, украшенная народной вышивкой и другими видами отделки, позволяющими обогащать и разнообразить небогатый выбор тканей. Всё это находило отклик у публики. Интересно, что в разработке одежды «для народа» весьма активное участие принимали даже люди, весьма далёкие от моды. Например, нарком просвещения Луначарский.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-7.jpeg)
Другую важную часть работы Надежды Ламановой составляли театральные костюмы. Она же создала одежду для фильмов Эйзенштейна «Александр Невский», Александрова «Цирк» и Протазанова «Аэлита». Ламановой приходилось тяжело, хороших тканей катастрофически не хватало. Она много экспериментировала с формами и фасонами, не боялась радикальных решений. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на футуристичные откровенные наряды в «Аэлите». Несмотря на значительные заслуги в профессиональной деятельности, в марте 1928 года её лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-7.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-8.jpg)
Коллекция Веры Мухиной
Вера Мухина, создательница «Рабочего и колхозницы», в 1920‑е годы активно трудилась как модельер. Она создавала облик новой женщины: без корсетов, рюшей и бантов, самостоятельной, красивой и работящей. Ещё до революции Мухина начинала с костюмов для театральной сцены. Очень знаменито её эстрадное платье-бутон: белое приталенное платье с юбкой-тюльпаном нужно было сочетать с большой красной шляпой. Позже она создала несколько нарядов в духе времени, сшить которые было по силам любой женщине даже из подручных материалов. В расход шли суровое полотно, головные платки, владимирские полотенца и солдатское сукно. Словом, всё, что в суровые годы женщины могли найти и превратить в модный шедевр.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-9.jpg)
Концепция моделей от Мухиной — это «удобный красивый костюм для работы и отдыха, который по силам сшить самостоятельно». К созданию выкроек, которые были опубликованы в альбоме «Искусство в быту» (разработан совместно с Ламановой), Вера Мухина подходила так же, как к созданию скульптур — конструктивистски. Например, она придумала платье-трансформер: его длину и рукава можно было менять по настроению владелицы.
В 1925 году коллекция платьев Мухиной появилась на выставке в Париже и получила Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Наряды демонстрировали Лиля Брик и её младшая сестра Эльза Триоле. Стиль «а‑ля рус» с характерными фактурами и орнаментами так впечатлил иностранцев, что они, кажется, не заметили, что бусы пришлось изготовить из хлебного мякиша.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-10.jpg)
Мухина будет творить моду вплоть до конца 1920‑х, пока свободные веяния НЭПа не сменятся утилитарностью 1930‑х. В эти годы она вернётся к театральным костюмам.
Мужская мода (франты и простолюдины, бедные и богатые)
В годы НЭПа состоятельные мужчины не отставали от дам и много внимания уделяли внешнему виду. Костюм мужчины, его внешний вид были тесно связаны со статусом. Состоятельные нэпманы, далёкие от ценностей военного коммунизма, не хотели быть одинаковыми. Они носили костюмы-визитки (полы сюртука расходятся конусом впереди, на одной пуговице) и классические смокинги, коверкотовые костюмы, куртки из бобрика, брюки-галифе или «оксфорд» (узкие по щиколотку). Из обуви — ботинки «джимми» или «бульдоги» с тупым носом. Головные уборы — шляпы «борсалино» и цилиндры. В середине 20‑х годов эти вещи были сравнительно доступны. Например, Даниил Хармс в сентябре 1926-го записал в своём дневнике:
«Купил сапоги „Джим“ в Гостином дворе, Невская сторона, магазин 28».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2018/09/moda-nepa-11.jpg)
Такой костюм критиковала большая часть населения, а в прессе публиковали сатирические стихи и карикатуры про модников. Большинство мужчин одевались совершенно иначе. Многие донашивали старую военную форму, которую получили во время Гражданской войны. Основу их простого гардероба составляли гимнастёрки с широкими кожаными ремнями, косоворотки и холщовые толстовки, в редких случаях — городские пиджаки и френчи. В массовой мужской моде изначально гораздо заметнее были тенденции унификации, одинаковости, которые выйдут на пик в 1930‑е годы.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2018/09/moda-nepa-12.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-13.jpg)
Модные журналы: «Ателье», «Домашняя портниха», «Искусство одеваться»
После Гражданской войны в СССР хлынул поток иностранных модных журналов, откуда многие поспешили почерпнуть идеи для гардероба, с поправкой на дефицит тканей и необходимость шить самостоятельно. Но для большинства основным источником знаний о моде и выкроек стали советские журналы.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/12/moda-nepa-14.jpg)
Первый советский отечественный журнал мод «Ателье» появился уже в 1923 году при новаторском «Ателье Мод». Его возглавила уже упоминавшаяся Надежда Ламанова. Цель — вернуть моду в СССР. С журналом согласились сотрудничать: художники Юрий Анненков, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Головин, Константин Сомов, Игорь Грабарь, скульптор Вера Мухина, поэтесса Анна Ахматова, историк искусств Николай Пунин. Здесь опубликовали не только модные новинки, но и довольно серьёзные материалы о свойствах тканей, их пластичности, важности конструирования одежды по фигуре. В первом номере журнала напечатали сразу 200 фотографий моделей. Тираж в две тысячи экземпляров разошёлся мгновенно. Но, к сожалению, этот номер стал последним: издавать его было дорого, к тому же партийное руководство оценило его как слишком «буржуазный».
Уже в 1925 году Ламанова совместно с Мухиной подготовили авангардный модный альбом «Искусство в быту», в котором представили 36 таблиц с несколькими женскими, мужскими и детскими нарядами, а также современной мебелью и даже детскими игрушками. Среди других популярных изданий выделялись «Домашняя портниха», «Искусство одеваться», «Моды», «Журнал для хозяек». Они делились с читательницами модными тенденциями и выкройками для самостоятельного шитья.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2018/09/moda-nepa-15.jpg)
Как ушла мода
Вместе со сворачиванием НЭПа усилились тенденции к унификации внешнего вида «советского человека». Одинаковая одежда без украшений, отказ от собственного стиля в пользу общего, утилитарность нарядов отражали перемены в обществе. Складывание тоталитаризма происходило не только в политике, оно коренным образом изменило и моду. Быть отличающимся стало не только неприлично, но и опасно. Никаких иных причин, кроме политических, уходу подобной моды нет. Прекращение свободной торговли отменило возможность подбирать одежду индивидуально, выбирать, что нравится. Дефицит тканей так и не удалось преодолеть. В 1930‑е годы одежда приобретёт более милитаристский и спортивный характер.
Читайте другие статьи цикла «История советской моды Виктории Мокиной»:
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2018/09/moda-nepa-00.jpg)
Первая статья из нашего тематического цикла рассказывает о том, как одевались в Советской России в 1920‑е годы.
Читать
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/07/moda_1950s_000.jpg)
Тенденции советской моды в эпоху, когда она становится доступной и интересной как для модельеров, так и для простых граждан.
Читать
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2019/11/vysoczkij00.jpg)