Сцена: Воронеж. Десять знаковых групп

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет зна­ко­мить вас с локаль­ны­ми сце­на­ми Рос­сии. На оче­ре­ди Воро­неж — роди­на глав­ных кол­хоз­ных пан­ков «Сек­то­ра Газа». Одна­ко не Хоем еди­ным сла­вит­ся город: Воро­неж пода­рил нам несколь­ко зна­чи­мых групп как для мас­со­во­го слу­ша­те­ля, так и для цени­те­лей отдель­ных жанров.

Пётр Поле­щук рас­ска­зы­ва­ет о деся­ти воро­неж­ских груп­пах, кото­рые обя­за­тель­но надо послу­шать. Сре­ди них — клас­си­ка рус­ско­го шан­со­на, рок фор­ма­та «Наше­го радио», ретро­фу­ту­ри­сти­че­ские про­ек­ты и бри­та­но­фи­лы раз­ных мастей.


«Сектор Газа»

Послед­ние 30 лет самой извест­ной груп­пой Воро­не­жа оста­ёт­ся «Сек­тор Газа». Во мно­гом это свя­за­но с тем, что лиде­ром «Сек­то­ра» был хариз­ма­тич­ный Юра Хой. Юрий почти всю жизнь про­жил в род­ном горо­де, став стол­пом его низо­вой куль­ту­ры. Не поме­ша­ло даже то, что Хой после армии рабо­тал в мили­ции, что не при­вет­ство­ва­лось сре­ди неформалов.

Юрий назы­вал себя кол­хоз­ным пан­ком, но не толь­ко ради крас­но­го слов­ца: он бук­валь­но вер­нул людям народ­ную пес­ню, кото­рую отня­ла совет­ская эст­ра­да, под­ме­нив­шая город­скую и дере­вен­скую куль­ту­ру спу­щен­ной свер­ху. Хой луч­ше дру­гих умел фик­си­ро­вать про­вин­ци­аль­ный быт, обра­ща­ясь к сель­ско­му (и не толь­ко) фольк­ло­ру — мно­гие его пес­ни напо­ми­на­ют частуш­ки. «Сек­тор Газа» под­ку­па­ет юмор­ной фор­мой, в кото­рую завёр­ну­та гру­бо­ва­тая жизнь периферии.

Харак­тер­но, что Арте­мий Тро­иц­кий (при­знан Миню­стом РФ ино­аген­том) ста­вил Хоя выше Лето­ва. Оно понят­но: песен, напи­сан­ных по летов­ско­му и сибир­ско­му прин­ци­пу — вагон, а осме­лить­ся спу­стить­ся на тот уро­вень, где рас­по­ло­жил­ся Хой, мог­ли немногие.


«Бутырка»

Одной из осме­лив­ших­ся групп была ныне почти леген­дар­ная «Бутыр­ка». Воз­глав­ля­е­мая Вла­ди­ми­ром Жда­ми­ро­вым и поэтом Оле­гом Симо­но­вым, «Бутыр­ка» ста­ла извест­ной по всей стране. Про­стые, гру­бо­ва­тые, но весь­ма юмор­ные пес­ни сде­ла­ли груп­пу «Сек­то­ром Газа» от шан­со­на — забав­но, что в нуле­вых в «Бутыр­ке» недол­гое вре­мя играл экс-гита­рист «Сек­то­ра» Вадим Глухов.

В прин­ци­пе, бла­го­да­ря «Бутыр­ке» и Хою Воро­неж мож­но назвать сто­ли­цей куль­ту­ры рабо­че­го клас­са. В Рос­сии было толь­ко два жан­ра, кото­рые бы пол­но­цен­но выра­жа­ли низо­вую иден­тич­ность, — шан­сон и подъ­езд­ный рэп. Вся осталь­ная музы­ка, в том чис­ле панк, пре­иму­ще­ствен­но суще­ству­ет для ауди­то­рии из сред­не­го клас­са. «Бутыр­ка» выра­жа­ет раз­ли­чия в мен­та­ли­те­те «низ­ше­го» и осталь­ных клас­сов в Рос­сии намно­го луч­ше, чем «маку­ла­ту­ра» и им подоб­ные. Послу­шай­те пес­ню «Дев­чон­ка с цен­тра» — чем не оте­че­ствен­ный ана­лог темы клас­со­во­го туриз­ма, кото­рую затро­ну­ла груп­па Pulp в Common People? Раз­ни­ца толь­ко в том, что у «Бутыр­ки» — счаст­ли­вый конец.


«7Б»

Нуле­вые в оте­че­ствен­ной музы­ке озна­ме­но­ва­лись ради­каль­ным изме­не­ни­ем поли­ти­ки радио­стан­ций. Под вли­я­ни­ем «Мумий Трол­ля» в моду вошёл брит-поп. Новые тен­ден­ции какое-то вре­мя были чуж­ды Воро­не­жу, где в нача­ле сто­ле­тия опла­ки­ва­ли смерть лиде­ра «Сек­то­ра Газа». Город пода­рил рос­сий­ской сцене совер­шен­но дру­гую музы­ку — груп­пу «7Б».

Выпу­стив пес­ню «Моло­дые вет­ра», «7Б» уда­лось попасть в эфир «Наше­го радио» и запо­лу­чить в про­дю­се­ры Ива­на Шапо­ва­ло­ва — да-да, того само­го оди­оз­но­го про­дю­се­ра «Тату».

Репер­ту­ар груп­пы типич­ный для «Наше­го» — эта­кая «интел­лек­ту­аль­ная» раз­но­вид­ность рока­по­пса. Схо­жим с ним явля­ет­ся непре­мен­ное под­вы­ва­ние на глас­ных зву­ках. В кли­пах — ветер или ещё какая сти­хия из серии «мы чув­ству­ем так, что отзы­ва­ет­ся при­ро­да». В текстах ни чер­та не долж­но быть понят­но, но обя­зан при­сут­ство­вать какой-то яркий слоган.


«Обе-рек»

«Обе-рек» ста­ла одной из самых попу­ляр­ных воро­неж­ских груп­пой 2000‑х. Как было при­ня­то в те годы, музы­кан­ты уве­ря­ли, что не сле­до­ва­ли жан­ро­вым кано­нам, но по фак­ту «Обе-рек» — это обыч­ная аль­тер­на­ти­ва в духе эпо­хи. При этом лидер Денис Михай­лов счи­та­ет­ся небес­та­лан­ным поэтом, яко­бы про­дол­жа­ю­щим тра­ди­цию рус­ско­го рока. Назва­ние груп­пы — это нео­ло­гизм, состо­я­щий из кор­ней «обе» и «рек». Как утвер­жда­ли сами музы­кан­ты, «Обе-рек» сим­во­ли­зи­ру­ет един­ство про­ти­во­по­лож­ных полю­сов: поверх­но­сти и глу­би­ны реки — сим­во­ла чело­ве­че­ской жиз­ни с её изги­ба­ми и изло­ма­ми. Что это гово­рит о сте­пе­ни поэ­ти­че­ско­го талан­та Михай­ло­ва — решать читателю.

Гораз­до боль­ше свя­зей «Обе-рек» име­ет с тра­ди­ци­ей не рус­ско­го рока, а нью-мета­ла нуле­вых. Харак­тер­но, что имен­но в 2007 году вышел релиз «Колея», кото­рый стал важ­ным шагом на пути груп­пы к попу­ляр­но­сти. Тогда же «Обе-рек» ста­ла хед­лай­не­ром фести­ва­ля «Шурф», кото­рый еже­год­но про­хо­дит в Воронеже.

Как бы там ни было, несколь­ко лет «Обе-рек» оста­ва­лась одной из немно­гих воро­неж­ских групп, на кото­рую наби­вал­ся пол­ный зал в род­ном горо­де. В 2012 году кол­лек­тив пере­ехал в Моск­ву, про­дол­жа­ет высту­пать и записываться.


Gleam

Мода на бри­тан­ское инди в кон­це 2000‑х не про­шла мимо Воро­не­жа. Вол­ну бри­та­но­ма­нии в горо­де запу­стил про­ект Миха­и­ла Ворон­ко­ва Gleam, пер­вым запев­ший на англий­ском. Это была груп­па реши­тель­но ино­го каче­ства, чем их предшественники.

Гово­рят, они выход­цы музы­каль­ных учи­лищ, но бри­тан­ско­го кай­фа в них чув­ство­ва­лось явно боль­ше, чем нот­ной гра­мо­ты — в самом хоро­шем смыс­ле. Gleam вобра­ли в себя луч­шее от инди-музы­ки и зву­ча­ли так, как никто в Воро­не­же прежде.


Surfer Rose

Самы­ми замет­ны­ми бри­та­но­фи­ла­ми Воро­не­жа ста­ли Surfer Rose, вдох­нов­лён­ные не Pixies, как мож­но было поду­мать исхо­дя из назва­ния, а Radiohead — типич­ной груп­пой для рефе­рен­са в то вре­мя. Если вклю­чить релиз 2012 года, то отли­чить их от бри­тан­ских поп-аван­гар­ди­стов будет прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Впро­чем, тогда такой ком­мен­та­рий был бы комплиментом.

Груп­пе уда­лось вырвать­ся за пре­де­лы Воро­не­жа, высту­пить на Jagermeister Indie Awards и даже разо­греть The Offspring и A Place to Bury Strangers. В сто­ро­ну APTBS, кста­ти, дви­ну­лась и музы­ка Surfer Rose. К послед­не­му рели­зу 2015 года воро­неж­цы ста­ли если не настоль­ко же шум­ные, то точ­но таки­ми же «нава­ри­сты­ми»: в зву­ке слыш­на нео­пси­хо­де­лия, но бри­тан­ско­го пошиба.


«Несмеяна»

В пер­вой поло­вине 2010‑х появил­ся необыч­ный про­ект поэта и худож­ни­ка Алек­сандра Селез­нё­ва «Несме­я­на». В пику бри­та­но­ма­нам, Селез­нёв взял­ся за иссле­до­ва­ние глав­ной трав­мы вто­рой поло­ви­ны ХХ века Рос­сии — 1990‑х. Его ком­по­зи­ции были пол­ны жут­ки­ми и одно­вре­мен­но носталь­гич­ны­ми обра­за­ми: Афган­ской вой­ной, рын­ка­ми, ларь­ка­ми, ржа­вы­ми дет­ски­ми пло­щад­ка­ми. Тре­ки «Несме­я­ны» были подоб­ны­ми при­зра­кам пост­со­вет­ско­го мира — чистей­шая локаль­ная хонтология.

В этом смыс­ле груп­па пред­вос­хи­ти­ла тренд на воз­вра­ще­ние к кор­ням, кото­рый появил­ся в рос­сий­ском анде­гра­ун­де уже во вто­рой поло­вине 2010‑х. «Несме­я­на» пол­на обра­зов и тем, к кото­рым обра­ща­ют­ся хон­то­ло­ги по все­му све­ту: локаль­ных мифов, мисти­ки, утра­чен­но­го уто­пиз­ма и ощу­ще­ния вре­ме­ни, вышед­ше­го из пазов.


«Другое дело»

Про­ект Яро­сла­ва Бори­со­ва «Дру­гое дело» — хоро­ший при­мер того, как груп­па доби­ва­ет­ся успе­ха бла­го­да­ря запол­не­нию пусту­ю­щей ниши. В дан­ном слу­чае — арт-рока для всех. В своё вре­мя это место зани­ма­ли ека­те­рин­бурж­цы «Кура­ра» и моск­ви­чи «Мега­по­лис».

«Дру­го­му делу» очень под­хо­дит назва­ние — груп­па оче­вид­но отли­ча­ет­ся от дру­гих воро­неж­ских кол­лек­ти­вов. Это не часту­шеч­ные пес­ни «Сек­тор Газа», не нор­мис-рок «Обе-рек», но и не изо­ли­ро­ван­ный от народ­ной люб­ви арт-про­ект. Груп­па, может быть, и не слиш­ком извест­ная, но одна из тех, что посто­ян­но высту­па­ет по Рос­сии на все­воз­мож­ных фести­ва­лях и кол­ла­бит­ся с более попу­ляр­ны­ми испол­ни­те­ля­ми — напри­мер, с «Ком­со­моль­ском».

При этом Бори­сов — пас­си­о­нар­ная лич­ность. Поми­мо рабо­ты в «Дру­гом деле», он собрал фолк-про­го­вый ансамбль «Абстрак­тор», инди-поп-бэнд «Цей» и даже открыл лей­бл «Такие».


«Барон»

Едва ли на кар­те стра­ны в сере­дине 2010‑х была точ­ка, где не отзву­ча­ло эхо новой рус­ской вол­ны — пле­я­ды групп во гла­ве с «Буе­ра­ком» и «Тру­дом». В Воро­не­же появ­ля­лись кон­церт­ные объ­еди­не­ния Gigs Vrn, «Прав­да» и «Окно», клуб Eana и фести­ва­ли Forest King и «Утрен­ник». Эти сооб­ще­ства нача­ли при­во­зить акту­аль­ные инди-груп­пы и орга­ни­зо­вы­вать фести­ва­ли, что сде­ла­ло жизнь горо­да активней.

В резуль­та­те появил­ся ряд мест­ных команд — «Барон», Moss Cape и Silent Hook. Соб­ствен­но, пер­вые пред­став­ля­ют инте­рес­ную смесь пост­пан­ка сере­ди­ны 2010‑х, но с нот­ка­ми без­за­бот­но­сти групп поко­ле­ния хип­сте­ров кон­ца 2000‑х. «Барон» умуд­ри­лись напи­сать оду авто­про­му, но без пост­пан­ков­ской хму­ри, а так, буд­то мы слу­ша­ем The Drums. Сму­ща­ют толь­ко инто­на­ции, напо­ми­на­ю­щие не то Мак­си­ма Сво­бо­ду, не то сге­не­ри­ро­ван­ный ИИ голос. Но это при­дир­ки — боль­шой соль­ный кон­церт в мос­ков­ском клу­бе «16 тонн» тому толь­ко подтверждение.


«Кузина»

Kate NV встре­ча­ет Вет­лиц­кую, и вме­сте они реша­ют уго­реть по сови­ет­вей­ву — при­мер­но так мож­но опи­сать «Кузи­ну», про­ект Ники­ты Бон­да­рен­ко из «Дру­го­го дела» с вока­лист­кой Яной Кузиной.

Ниче­го при­ме­ча­тель­но­го музы­каль­но в груп­пе нет — про­сто оче­ред­ной виток ретро­мо­ды тех вре­мён, когда кри­ти­ка ретро­ма­нии сба­ви­ла обо­ро­ты. Но вот что любо­пыт­но: в 2022‑м груп­па долж­на была пред­став­лять воро­неж­скую инди-сце­ну в про­грам­ме фести­ва­ля «Боль». Фести­валь пре­кра­тил своё суще­ство­ва­ние, а про­ект экс­пор­та рос­сий­ской музы­ки при­ка­зал дол­го жить. Через «Кузи­ну» таким обра­зом мож­но про­сле­дить, как меня­ет­ся вос­при­я­тие носталь­ги­че­ской про­со­вет­ской музы­ки. Изна­чаль­но такие груп­пы поль­зо­ва­лись попу­ляр­но­стью за рубе­жом. После фев­ра­ля 2022 года мода на ретро­со­вет­ский саунд, воз­мож­но, не сни­зи­лась, но вот мене­джер­ские ини­ци­а­ти­вы, запус­ка­ю­щие экс­порт­ные про­ек­ты, про­сто исчез­ли. Сда­ёт­ся, из потен­ци­аль­но экс­порт­но­го про­ек­та «Кузи­на» пере­ква­ли­фи­ци­ру­ет­ся в про­ект импор­то­за­ме­ще­ния. И в этом кон­тек­сте носталь­ги­че­ские моти­вы груп­пы зазву­чат совер­шен­но иначе.


Читай­те так­же дру­гие мате­ри­а­лы из цик­ла «Сце­на»: 

Сце­на: само­быт­ный панк Якутии

Музы­каль­ная сце­на Вла­ди­во­сто­ка: глав­ные груп­пы послед­них деся­ти лет

Сце­на: Татарстан

Сце­на: Saint-Brooklynsburg Record Club

Поделиться