Осенью 2021 года в Ростовской области проводились раскопки курганного могильника «Черкасов-III». Самые древние захоронения принадлежат к эпохе средней бронзы, к началу II тысячелетия до н. э.
Отмечается по крайней мере два погребения этого периода. Оба они принадлежат к катакомбной культуре. Одно из погребений является парным, предположительно семейным, содержащим останки мужчины и женщины, о чём свидетельствует немногочисленный инвентарь. В другом кургане было найдено детское захоронение, датируемое серединой II тысячелетия до н. э. Оно также снабжено небольшим количеством инвентаря.
Коллекция галереи имени Сергея Прокудина-Горского в Киржаче пополнилась несколькими полотнами русских и европейских художников XVII-XIX веков. До её открытия картины находятся на экспертизе в центре имени И. Э. Грабаря.
За несколько лет подготовки к открытию, галерея им. С. М. Прокудина-Горского в Киржаче Владимирской области собрала обширную коллекцию как предметов локальных промыслов, так и полотен мирового уровня. К ним относятся переданные недавно картины Эсташа Лесюэра, одного из классиков французского барокко, и Александра Иванова, автора «Явления Христа народу».
«Увидев наш музей, столичные галеристы передали в экспозицию крупное собрание металлопластики, которое их владелец завещал сделать достоянием общественности. Узнав о том, что в Киржаче создается галерея искусств, они инициировали передачу нам коллекции картин, в дальнейшем планируется также передать собрание работ владимирских художников».
Росархив запустил биографический онлайн-проект о Георгии Маленкове. Он сделан на основании выставки, проводившейся в 2019–2020 годах.
Георгий Маленков почти два года управлял Советским Союзом после смерти Сталина. Этому предшествовала партийная карьера в Москве, достаточно активная, чтобы Георгия Маленкова заметил Иосиф Сталин. После отстранения Георгия Маленков постепенно отошёл в тень, и последние годы его карьеры были связаны с Казахстаном. Проект же не концентрируется только на его политической биографии, активно привлекая документы личного происхождения.
Для подготовки выставки использована большая архивная база:
«В проекте представлено более 300 архивных документов и фотографий (1290 электронных образов документов), около 37 минут кинохроники и видеозаписей и более 4 часов аудиозаписей. Основу проекта составили документы из личных фондов Георгия Маленкова и Иосифа Сталина, фондов ЦК ВКП(б), Государственного комитета обороны СССР, находящихся на хранении в РГАСПИ. Участниками виртуальной экспозиции выступили РГАНИ, ГА РФ, РГАЭ, РГАКФД, РГАФД, Историко-документальный департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, Архив Президента Российской Федерации, Главное архивное управление города Москвы, Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Государственный музейно-выставочный центр „РОСИЗО“. В проект включены документы из семейного архива Маленковых».
2 января 2022 года в одном из филиалов Музея современной истории России открылась выставка «Я люблю тебя, жизнь!». Она посвящена советским художникам-графикам 1950–1970‑х годов.
На фоне событий 1950‑х годов и наступившей эпохи оттепели формировались новые стили, но круг признаваемых тем был весьма ограничен. На фоне этого формировалось «тихое» искусство, которое скорее делало акцент на развитии техники письма, чем на сюжете. Особенно оно расцвело в графике, породив бесчисленные картины признаваемой советской действительности. Среди выбранных художников — Михаил Ройтер, Эмилия Глебова, Василий Сигорский.
Так составители описывают выбранные период:
«Период с конца 1960‑х до первой половины 1980‑х годов сегодня называют временем застоя. Однако в советском изобразительном искусстве эти годы не были застойными: художники вели плодотворный художественный поиск, создавали талантливые произведения, вошедшие в сокровищницу отечественного искусства».
В издательском доме Высшей школы экономики готовится к выходу сборник «Дамы без камелий: письма публичных женщин Н.А. Добролюбову и Н.Г. Чернышевскому». Составителем и автором дополнительных материалов выступил доцент школы филологии факультета гуманитарных наук ВШЭ.
Основная часть книги состоит из писем Эмилии Телье, парижской знакомой Николая Добролюбова, и Терезы Грюнвальд, которая вела переписку и с ним, и с Николаем Чернышевским. Помимо писем, переведённых на русский, составитель касается биографий этих женщин, и истории проституции в России и Франции середины XIX века.
Так он касается ценности этого источника:
«В первую очередь эти письма — яркий исторический источник, доносящий до нас из прошлого голоса представителей низших сословий, которые крайне редко доходят до будущих поколений. В русской историографии найдется очень мало опубликованных документов личного происхождения — писем, дневников и мемуаров, — позволяющих расслышать эти голоса и выстроить на их основе какой бы то ни было связны биографический рассказ о повседневной жизни женщин, торговавших собой в Российской империи».
В музее-заповеднике «Ясная Поляна» представили мультимедийный проект «Толстой на карте». Он рассказывает о двух заграничных путешествиях писателя.
Первое из них было совершено в 1857 году и имело скорее образовательно-развлекательную роль. Такие путешествия совершали многие молодые российские дворяне в XIX веке, часто бывая в одних и тех же местах. Второе же путешествие Льва Толстого пришлось на 1860–1861 годы, когда он сопровождал брата на лечение.
Так о проекты высказываются его создатели:
«Проект «Толстой на карте» представляет собой своеобразный путеводитель по Западной Европе середины XIX века. Однако маршрут писателя не теряет актуальности и сегодня: многие места, в которых бывал Лев Николаевич во время заграничных путешествий, и сегодня входят в список мест, обязательных для посещения туристами».
посмотреть материалы проекта можно на его сайте.
31 декабря 2021 года в Новгородском музее-заповеднике открывается выставка «Легкой поступью по мостовой. Обувь древнего Новгорода X‑XV веков». На ней представят обувь и сопутствующие предметы, найденные археологами.
Выставка стала возможно благодаря большому количеству сохранившейся органики, в том числе кожи, из который производилась обувь. Она была не только функциональным элементом одежды: с помощью обуви новгородцы демонстрировали статус и доход.
Новгородское производство обуви было хорошо организовано:
«Многочисленные археологические раскопки в Великом Новгороде и его окрестностях каждый год приносят ценный материал. Благодаря этим исследованиям было выявлено расположение семи сапожных мастерских на территории города, отмеченных на представленной на выставке карте».
VATNIKSTAN подводит итоги года и вспоминает самые знаковые пластинки, которыми мы наслаждались в непростом 2021‑м. В подборку попали психоделический нойз-поп, пост-панк с приветом из 1980‑х, электроника, хип-хоп и кое-что ещё из хорошо забытого старого.
Егор Попс — Между Буддой и газом
Можно быть уверенным: худрук групп «электроребята» и «телеэкран» не подведёт ни в какой ипостаси, даже в сольной. Большая часть его работ — это новая интерпретация схожих идей: можно представить его альбомы как попытку нарисовать звёздную карту в космосе, где созвездия названы в честь Егора Летова, Guided By Voices и прочих психонавтов.
«Между Буддой и газом» — ещё один пример. Плотный альтернативный рок с упоминанием Сида Барретта и абстракций вроде «суперсублимации» — отличный пример самобытной инди-музыки, автор которой спокойно делает своё дело уже много лет. Без наполеоновских амбиций, а потому и звучит аутентичней многих. В общем, да здравствуют электрогитары!
Kedr Livanskiy — Liminal Soul
Если бы действие анимационного шедевра «Акира» происходило не в дистопичном, а в утопичном будущем, то «Liminal Soul» вполне мог стать его саундтреком. Зацикленные вокализы, прерывистые музыкальные фразы (точно азбука Морзе!), мистическое эхо и почти шугейзные волны, расплывающиеся по ткани альбома, словно северное сияние, — всё это делает пластинку сколь экспериментальной, столь и человечной.
Отдельное спасибо Яне Кедриной хочется сказать за возвращение мифических и сказочных мотивов, которые многим полюбились ещё со времен «Ариадны» и продолжают оставаться верным спутником музыкальных полотен, сотканных в привычной манере образности и загадки. Главное, что злоупотребления этими мотивами нет: они действительно только задают тон альбома.
Dima Midborn — Качественный отдых
Товарищ Евгения Горбунова Дмитрий Мидборн выдал один из самых интересных, но почти незамеченных пост-панк альбомов года. Как и «Интурист» бывшего лидера NRKTK, «Качественный отдых» — кривое зеркало современной Москвы. Это одновременно оммаж советскому пост-панку 80‑х (неслучайно на альбоме есть кавер на Шумова) и сатирический пейзаж современной России.
Получается такая «Ирония судьбы», только с путешествием во времени: слушателя забрасывают не только в идентичную квартиру, как в одноимённой песне, но и в другое время, подозрительно сохранившее приметы прошлого. На помощь приходит, собственно, музыка — абсурдность жизни ударяется лбом об неожиданные инструментальные решения. Вот-вот да найдётся выход из удушающей монотонности мегаполиса.
Юлия Накарякова — Дураки
Про многие альбомы сегодня говорят как про попытку восстановить утерянную в нулевых связь с прошлым. В каком-то смысле «Дураки» тоже об этом: только вместо мифических 80‑х Накарякова отправляется гораздо дальше — в деревенскую культуру, которая была полностью уничтожена и забыта, кажется, без возможности восстановления. Так и хочется сравнить «Дураков» (впрочем, как и все релизы Юлии) с этнографической экспедицией.
При определённом стечении обстоятельств эти строки, как частушки, могли бы пуститься в народ, где лет через 300 воспроизводились бы «по старой памяти», уже без указания авторства. Обстоятельства, однако, другие. И в этом свете не терпится узнать, куда песни Юлии Накаряковой уведут слушателей в следующий раз. Но можно быть уверенными: работы артистки не растеряют своей аутентичности.
ХАН ЗАМАЙ & СЛАВА КПСС — ANTIHYPETRAIN
Главный рэп-альбом года, не в последнюю очередь из-за размера: хронометраж в шесть часов и 101 трек. Синопсис всего, что делали Слава и Замай. Варево из диссов на практически каждую медийную шишку: Светова, Комягина, Фэйса, Хаски и многих других.
Впрочем, дело не только в длительности альбома. Проходных песен в этом шестичасовом гиганте нет. Уже за первые 10 треков рэперы задиссили всех кого только можно, не забывая переключаться между серьёзностью и шуткой. Но главное, что пластинка выполнена не в духе времени: когда все пишут синглы с прицелом на лёгкую популярность, Слава и Замай создают энциклопедию «Антихайпа».
Shortparis — Яблонный сад
За последние годы про Shortparis было сказано (слишком) много. Особенно такого, что напрямую не относится к музыке. Группа, надо признать, сама невольно переводила акцент на клипы и перформансы, но в этот раз у неё получилось написать уверенный альбом в творческом плане.
Сомнительные в своей достоверности номера, такие как «Двадцать», конечно, режут слух, но сугубо с музыкальной стороны «Яблонный сад» получился самым интересным альбомом группы на данный момент.
Земфира — бордерлайн
В этом году случились два громких возвращения, но после выхода «Красоты и Уродства» Оксимирона Земфира как будто немного отошла в тень. Забавно, что оба альбома, ставшие главными инфоповодами при выходе, полностью игнорируют музыкальный контекст современной России.
Оксимирону это не пошло — всё-таки рэпер, критикующий неугодное ему «здесь и сейчас» должен уметь выражаться на одном наречии с современниками. Земфире же «старомодность», наоборот, к лицу: «бордерлайн» не стремится реагировать на мир, а приглашает этот самый мир впустить в себя и «переварить» его, переосмыслить.
Это во многом характеризует Земфиру. Певица доказала, что в России лучшего всего играть то, что нравится в меру узкой, нишевой аудитории — тем, кому твоё творчество близко. И никакие сомнительные фиты, как её коллегам, для этого не требуются.
Подходит к концу 2021‑й. Под занавес мы решили подвести итоги уходящего года в русском кино. Авторы регулярной рубрики «Русский киностриминг» Алексей Киреенко и Елена Кушнир отобрали для вас лучшие фильмы и сериалы, которыми запомнился 2021 год. Все фильмы доступны к просмотру онлайн.
«Майор Гром: Чумной доктор»
Один из самых громких фильмов этого года, которым по праву можно открыть список календарных итогов.
Супергеройское кино прочно вошло в современную жизнь. От парней и девушек в трико не удастся сбежать ни преступнику, ни человеку, который просто переключает каналы. В России уже предпринимались попытки изобразить что-то подобное на экранах: например, «Чёрная молния» или «Защитники». Эти фильмы столь быстро и непрофессионально гнались за западными канономи, что теряли вообще весь смысл существования. С «Майором Громом» ситуация совсем другая.
«Майор Гром: Чумной доктор» — это грамотно поставленный отечественный кинокомикс, абсолютно первый в своём роде. Стильный, аутентичный, драйвовый. При этом картина говорит и о более серьёзных вещах — мы об этом уже писали. Перед зрителем интересная и умная картина про справедливость, дружбу и закон. Весь сюжет настолько структурирован, что нет ощущения потерянности и скачков: мы последовательно наблюдаем за всем происходящим на экране.
Авторы киновселенной, которых только подстёгивает бешеный ажиотаж вокруг «Майора Грома», останавливаться не собираются. А это главное.
Фильм совместного производства России, Германии и Беларуси, который почти добрался до шорт-листа «Оскара».
Имя Вадима Перельмана, выходца из СССР, ставшего впоследствии американским кинорежиссёром, прогремело ещё в 2003 году. Тогда его дебютная драма «Дом из песка и тумана» удостоилась сразу трёх номинаций на «Оскар» и была очень тепло принята критикой. Увы, после столь яркого взлёта Перельман не снял ничего особо выдающегося, переключившись на российский кинематограф, где он работал над сериалами вроде «Измен» или фильмами «Купи меня» и «Ёлки 5».
«Уроки фарси», чей сюжет интерпретирует рассказ Вольфганга Колхаазе «Персидский для капо», определённо можно назвать камбэком Перельмана в ряды серьёзных и респектабельных режиссёров.
Перед нами отдельный эпизод жизни в концентрационном лагере. Любопытный и страшный по своей задумке — и мастерски исполненный. Общее ощущение тревоги и страха здесь действительно чувствуется и оставляет зрителя с особым впечатлением трагедии на грани комедии.
Здесь все ходят в ожидании известного, но неминуемого финала. Науэль Перес Бискаярт и Ларс Айдингер создают сильные и глубокие образы людей своего времени. Операторская работа Владислава Опельянца — отдельная заслуга. Напряжённые, лаконичные, чётко выстроенные кадры, которые только сильнее закручивают опасную и сложную историю. Неминуемое наступление союзников расставит всё и всех по своим местам. «Каждому — своё» — это надпись на воротах лагеря, которая говорит о многом, заставляя задуматься о судьбах как жертв, так и палачей.
Новый документальный фильм Ивана Проскурякова и Романа Супера «Сахаров. Две жизни» — отличная возможность поговорить с молодёжью об очень важном периоде в истории нашей страны — о холодной войне. Создатели фильма гармонично и «вкусно» смешивают кадры кинохроники ХХ века, архивные фотографии, советские интерьеры, костюмы и современные спецэффекты. От композиции отдельных кадров по-настоящему захватывает дух! Авторы идут в ногу со временем и чувствуют, какой формат сейчас привлекает аудиторию.
Перед нами интервью — жанр, который сейчас усилиями Дудя, Шихман, Собчак, Гордеевой, Солодникова и многих других переживает ренессанс. Фильм снят от лица главного героя, Андрея Сахарова (блистательный Алексей Усольцев). Сахаров разговаривает с безликой женщиной за кадром. Как позже откроется для зрителя, она — его Совесть.
Очень примечательным и весьма точным видится выбор актрисы. Роль Совести Сахарова исполняет Чулпан Хаматова — намёк на параллель между её личной судьбой и историей жизни Андрея Сахарова. Оба люди удивительно неравнодушные, оба идут на компромисс ради блага других, оба неоспоримо талантливы в своих призваниях.
«Сахаров. Две жизни» — манифест пацифизма, дань уважения великому учёному и очень мужественному человеку, который мечтал изменить мир к лучшему. И как же горько осознавать, что в фильме так много общих с сегодняшним днём мест. В нашей стране всё ещё господствуют понятия и грубая сила. Нам всё ещё важно знать, что у нас самые сильные кулаки. У нас снова иссякает, заканчивается свобода слова. Историко-просветительское и правозащитное общество «Международный Мемориал»*, первым председателем которого был сам академик, — иноагент, «искажает память о войне» и вообще по решению Верховного суда РФ подлежит ликвидации.
Сахаров, и это очевидно, — неудобная фигура в официальной политической иконографии. И как же здорово, что фильм об этом человеке снят так профессионально.
* Признано в России НКО, выполняющим функции иностранного агента. Мы обязаны сделать эту сноску по требованию закона.
«Уральское дерби»
Нешаблонное кино о противостоянии детских команд, болельщиков и профессионалов двух хоккейных клубов — челябинского «Трактора» и магнитогорского «Металлурга».
В непосредственности детского состава уральских команд — главное достоинство фильма. Авторы картины приходят к героям на дни рождения, подслушивают их разговоры в купе поезда, в номерах стареньких гостиниц, в раздевалках между периодами. К тому же о хоккеистах много рассказывают тренеры, родители, бабушки и дедушки — портреты получаются неожиданно подробными, зритель может выбрать отдельных фаворитов и болеть за них весь фильм.
Главная интрига киноленты ясна без закадрового комментария. «Уральское дерби» в этом плане с разгромным счётом обыгрывает другие спортивные драмы из России. Зрителю понятно не только то, почему в Магнитогорске и Челябинске молодёжь стремится в хоккей (это чуть ли не единственный шанс выбиться в люди), но и суть противостояния клубов (два соседних города бьются не только за титулы, но и за статус главной кузницы талантов). Вот фанаты рассказывают, почему они не любят команду-соперника, вот тренер жарко настраивает хоккеистов на победу, вот сами ребята обсуждают, что директор академии серьёзно переживает из-за дерби — так сильно ему хочется оставить позади конкурентов из другой школы.
Есть и ещё одна заслуга. В «Уральском дерби» поднимается очень важная тема — судьба спортсменов, у которых не получилось. Эпизод, где встречаются два бывших хоккеиста, не сумевших построить профессиональную карьеру, не на шутку встряхивает: один набрал кредитов и не может начать новую жизнь, второй устроился на завод и стыдится, что вообще играл в хоккей.
В итоге российское кино обогатилось мощнейшей спортивной драмой, где эмоции — это настоящие слёзы и настоящий смех. Причём по обе стороны экрана.
На российском большом и сериальном экране часто встречаются отличные реалистичные зрелища. А вот хорошее фэнтези — редчайшая вещь в нашей средней полосе. Эту дурную традицию наконец-то нарушили в уходящем году.
История о семействе смоленских вампиров очаровывает с первого же эпизода, в котором едко насмехаются над ситуацией, ставшей надоевшим шаблоном в российских криминальных триллерах: столичный следователь за каким-то чёртом приезжает в провинцию расследовать убийства, как будто в глубинке нет собственных настоящих детективов. В сериале — есть! За одну следовательницу Анну (Екатерина Кузнецова) хочется сказать авторам спасибо. Героиня отлично вписалась в феминистский тренд: она умна, компетентна, всю жизнь следит за порядком в родном городе. Ну а то, что Аннушка — вампирша, так у каждого свои недостатки!
А если серьёзно, то смоленские вурдалаки, соблюдающие договор с людьми, чаще оказываются человечнее человека. У сериала, при всех его шутках и крови, необычайно гуманистическая интонация — вещь, ещё более редкая, чем хорошее российское фэнтези. Здесь говорят о семье без сентиментальности, о родных краях — без квасного патриотизма, о вере в хорошего человека — без догматизма.
За гуманизм в первую очередь ответственен патриарх вампирского клана, дед Слава, которого можно назвать главным сериальным героем 2021 года. Юрий Стоянов сыграл лучшую роль в своей жизни, создав мудрого, обаятельного и харизматичного персонажа. Хочется верить, что он где-то за нами присматривает, не давая превратиться людям в чудовищ.
Самый жёсткий и мощный нуар, пожалуй, не только 2021 года, входит в главный российский сериальный тренд — триллеры о ловле маньяков. Маньяк в этот раз насилует и убивает маленьких мальчиков. Но эта криминальная драма, снятая по реальным событиям, намного превосходит обычный детектив с финальным твистом. Саспенс тут можно резать ножом: сериал прекрасно справляется с задачей заинтересовать, но важнее всего социальные вопросы, заданные громким, пронзительным голосом. Это первый российский проект, поднимающий тему мужского изнасилования, чрезвычайно редкую даже для западного кинематографа, что уж говорить об отечественном «малом экране».
В сериале великолепные актёрские работы. Антон Васильев, сыгравший главного героя, «охотника на маньяков» Сергея, передаёт душевную боль персонажа на каком-то физическом уровне. Это то самое ощущение, которое идёт из самого нутра, из глубины травмированной, видимо, навсегда человеческой души.
Ближайший аналог «Хрустального» — американский «Рэй Донован», в котором брутальный лос-анджелесский «решала», которого играет Лив Шрайбер, тоже пережил сексуальное насилие в детстве. Но в российском сериале не до американского кризиса маскулинности, о котором так много говорят в XXI веке. Не менее брутальный россиянин Сергей, при всей схожести с американцем Рэем, варится в среде, оперирующей понятиями не западной современности, а лагерной зоны.
Он «опущенный», которого общество всю жизнь тычет в его «позорную» тайну. У него нет шансов на исцеление, пока не излечится больной насквозь социум, культивирующий насилие под лицемерную болтовню о духовности, семейных ценностях и защите детей. На экране истинные «ценности» общества встают в полный рост: ненависть к гомосексуальности, сочетающаяся с желанием насиловать мужчин, мизогиния, домашнее насилие и подчинение пахану.
Смотреть сериал тяжело не только из-за страданий жертв изнасилования, сцен с детьми и разгадки секрета, от которой к коже приливает холод. Это страшно, потому что мы понимаем масштаб проблемы. Слова главного героя не кажутся ни преувеличением, ни пафосом. Это лишь констатация факта:
К 2021-му мы успели привыкнуть к качественным российским проектам, а в уходящем году их было много (далеко не все упоминаются в этой статье). Отчасти поэтому «Топи» по роману Дмитрия Глуховского вызвали более прохладное отношение, чем, возможно, заслуживает сериал.
Кому-то не понравились женские образы: героини, в отличие от персонажей противоположного пола, определяются исключительно через отношения с мужчинами, у них, в общем-то, нет других черт личности. Другим оказалась не по нутру попытка (если она была) осмыслить тему чеченской войны через образ чеченки Эли, сыгранной актрисой из Беларуси. Многие, как водится, были разочарованы финалом. Подспудно во всех претензиях к сериалу ощущается недовольство его главным месседжем, когда-то озвученным в фильме «Гардемарины, вперёд!»:
«Болото! Вся ваша Россия — болото!»
За рассуждениями о политических подтекстах сериала потерялись его жанровые особенности. «Топи» — это мистический хоррор, с которыми на российском экране дела обстоят ещё хуже, чем с фэнтези. Этот жанр, неплохо освоенный в страшных сказках советского кинематографа и поднявшийся на значительные высоты в позднюю перестройку и ранние 1990‑е («Господин оформитель», «Упырь», «Прикосновение»), на современном отечественном экране лишь корчится в бескровных судорогах.
Франшиза «Гоголь», при всех недостатках, оставалась до последнего времени единственным примером российского хоррора, не вызывающего ужас (в плохом смысле этого слова).
«Топи» — это первый по-настоящему классный хоррор, снятый в современной России. Зловещий Хозяин, которого блестяще сыграл Максим Суханов, может пополнить хит-парад самых страшных персонажей фильмов ужасов, которые обычно возглавляют гордые американцы — Фредди Крюгер, Майк Майерс и Пирамидоголовый из «Сайлент-Хилла».
Хозяин может затусить с этими ребятами и поделиться рецептом, как напускать на окрестности страх божий. Пожалуй, он даже сумеет преподать иностранцам пару уроков. В конце концов, Фредди и компания — всего лишь порождение частных страхов. Хозяин — намного больше. Это наш символ и архетип, главный персонаж русской народной готики, её альфа и омега — тоталитарное государство.
Новый сериал Натальи Мещаниновой — это история подростка, чья слишком, на первый взгляд, идеальная семья оказывается на поверку совсем неблагополучной. Одержимо усыновляя всё новых детей, родители Гоши (замечательный дебютант Макар Хлебников) забрасывают родного сына. Юноша находит прибежище в стендап-клубе, шутит опасные шутки и почти сразу начинает получать угрозы. Очень актуальная тема для 2021 года с его «делом» комика Идрака Мирдзалидзе, который пошутил о русских и получил запрет жить в России.
Проект Мещаниновой, рассказывая о стендапе, взрослении и приёмных семьях, сыплет соль сразу на три раны, одна из которых — вечная и всеобщая, а две других — свежие, но такие наши, такие родные, такие болезненные… Впрочем, а с какими вообще легко? Помимо социальных вопросов, это просто очень живой и реалистичный сериал с лучшей ролью Алексея Аграновича и внезапным почти хэппи-эндом, который приятно видеть посреди всей этой пульсирующей, мучительной болезненности.
Отечественный ремейк французского криминального триллера о сидящей в тюрьме последние 20 лет серийной убийце Жанне (Кароль Буке), которая помогает полиции раскрыть дело своего подражателя в обмен на возможность увидеться с выросшим без неё сыном.
Из российского в нашем сериале — только мороженое в вафельных стаканчиках в последней серии. Всё остальное существует в какой-то параллельной вселенной, где полицейские живут в двухэтажных лофтах со стеклянными полами, а просидевшие в тюрьме двадцать лет женщины выглядят так, будто вышли из салона красоты. И всё такое чистенькое (кроме локаций, забрызганных кровью жертв), словно каждую поверхность не только двадцать раз мыли, но и побрызгали французскими духами.
Авторы даже не пытаются показать реалии нашей страны, занимаясь самозабвенным эстетизмом.
В сериал введена совершенно лишняя героиня Ольги Сутуловой, изображающей стереотипную «сильную следовательницу», поставленную перед банальным, якобы феминистским выбором: работать или быть хорошей матерью. Вместо харизматичного матёрого полицейского, который когда-то посадил Жанну в тюрьму и с которой у него сложносочинённые отношения, действует персонаж Александра Марина — его авторы будто присыпали пылью, чтобы не отсвечивал и не затмевал «сильную» Сутулову.
Хуже всего деревянные диалоги: «Только их смерть могла заглушить мою боль… Я отдала тебе всё» и тому подобное. Почему же сериал всё-таки попал в наш список? Два ответа — Ирина Розанова в роли убийцы Жанны (авторы оставили героине оригинальное французское имя) и важнейшая социальная проблематика.
Кароль Буке, безусловно, стала украшением французского проекта. Ирина Розанова спасает российский. Из богатого разнообразия ролей замечательной актрисы за последние годы роль в «Самке богомола» — самая выдающаяся. Как и Буке, Розанова играет не просто женскую версию Ганнибала Лектера, многозначительно улыбающегося из-за решётки. Это также роль страдающей матери и страдающей женщины, ставшей монстром, потому что её такой сделали. Ради Ирины Розановой, конечно, стоит смотреть сериал.
Авторов также можно поблагодарить за то, что не стали смягчать «повестку». Всё то же домашнее насилие, абьюз, педофилия, инцест. В России декриминализирован закон о домашнем насилии, но всё чаще за его жертв вступаются на экране. Этого недостаточно, но проблему хотя бы не замалчивают.
Вскользь затронут даже вопрос трансфобии, а на экране появляется первый в российском сериале полноценный трансгендерный персонаж, введённый не походя и не ради хохмы. Там своя трагедия и своя боль.
По сериальным итогам 2021 года патриархальному традиционалистскому обществу, построившему потёмкинские деревни, за которыми творится хтонический ужас, хочется сказать: «Ты что-то всё хуже выглядишь».
В издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге выходи книга «Новгород и Венеция: сравнительно-исторические очерки становления республиканского строя». Её автором выступил доктор исторических наук Павел Лукин, специалист по истории Древней Руси.
В исследовании автор задаётся вопросами о схожести развития городской демократии в Венеции и Новгороде. На сравнении этих городов рассматриваются вопросы политических практик и представлений. Одним из особых интересов автора является политическая мифология и исследование представлений о мифических предках и покровителях городов.
Так описываются используемые источники:
«Хроники, клятвы дожей и наиболее ранние сохранившиеся акты Венецианской республики; русские летописи, грамоты и документы, связанные с деятельностью новгородской ганзейской конторы, — важнейшей особенностью монографии является то, что сведения о Новгороде и о Венеции берутся из нарративных и документальных источников, подвергнутых тщательному источниковедческому анализу».