Первый EBM-альбом 2022 года. «Когда-нибудь»: ремиксы для группы «аминь»

«аминь» — мос­ков­ская рок-груп­па, суще­ству­ю­щая с 2017 года и вдох­нов­лён­ная бри­тан­ским мэд­че­сте­ром. В сво­ём твор­че­стве ребя­та ком­би­ни­ру­ют рок-н-ролл с эле­мен­та­ми тан­це­валь­ной и элек­трон­ной музы­ки. Дебют­ный аль­бом груп­пы «Нача­ло» уви­дел свет в 2019 году и сра­зу при­влёк вни­ма­ние слу­ша­те­лей нестан­дарт­ным зву­ча­ни­ем и откро­вен­ной лирикой.

Тек­сты «аминь» — это осо­бый взгляд на окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность и пере­жи­ва­ния лири­че­ско­го героя. В соче­та­нии с иро­нич­но-нахаль­ной мане­рой испол­не­ния они поз­во­ля­ют взгля­нуть даже на самые серьёз­ные вещи с отстра­нён­ной усмеш­кой, а зна­чит, внут­ренне побе­дить их. «аминь» все­гда нахо­дят­ся в поис­ке инте­рес­но­го зву­ка: в их музы­ке пере­се­ка­ют­ся эле­мен­ты пан­ка, гара­жа, брит-попа, хау­са, тех­но, EBM, кра­ут-рока и даже раз­но­маст­ной эстрады.

В соста­ве груп­пы: Алек­сей Кор­жи­ков — кла­виш­ные инстру­мен­ты, пер­кус­сия; Мак­сим Коз­лов — вокал, пер­кус­сия. Про­дю­сер: Алек­сандр Малков.

1 янва­ря 2022 года вышел в свет новый аль­бом реми­к­сов на тре­ки «аминь» «Когда-нибудь». Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN участ­ни­ки рели­за рас­ска­зы­ва­ют о себе и сво­ём вкла­де в сов­мест­ный проект.


Алек­сандр Мал­ков (про­дю­сер): «Когда-нибудь» — это аль­бом реми­к­сов, запи­сан­ный мос­ков­ски­ми музы­кан­та­ми в под­держ­ку груп­пы «аминь» и её пла­стин­ки «Да будет так», выпу­щен­ной летом 2019 года. Реми­к­сы были сде­ла­ны на одно­имён­ный цен­траль­ный трек из рели­за нашей группы.

Основ­ной жанр ново­го аль­бо­ма сле­ду­ет опре­де­лить как electronic body music, хотя в его зву­ча­нии мож­но най­ти эле­мен­ты и дру­гих направ­ле­ний элек­тро­ни­ки: глитч, дип-хаус, даб и так далее. Своё музы­каль­ное виде­ние пред­ста­ви­ли: Escaped Trees, DUB TV, JazzOFF, Kostum Unisex, «Кожа­ный Нумиз­мат», IGosh, Boringroom, «Инте­рес­ные Ощу­ще­ния».

«аминь»

В свою оче­редь, в под­держ­ку аль­бо­ма «Когда-нибудь» груп­па «аминь» сня­ла клип «Да будет так (Кожа­ный Нумиз­мат remix)». Видео­ряд в нём выдер­жан в анде­гра­унд­ном ретро-клю­че 90‑х, став­шем при­выч­ной фиш­кой музы­кан­тов. Он отсы­ла­ет к пер­во­на­чаль­ной эсте­ти­ке EBM, тес­но свя­зан­ной с инду­стри­аль­ной рейв-куль­ту­рой закры­тых клубов.

Наде­юсь, про­слу­ши­ва­ние ново­го реми­кс-аль­бо­ма доста­вит удо­воль­ствие цени­те­лям музы­ки, став для них свое­об­раз­ным путе­во­ди­те­лем по совре­мен­ным под­жан­рам электроники.


Участники релиза

Escaped Trees (Нико­лай Мака­ре­вич): Как и все (лад­но, мно­гие) мос­ков­ские музы­кан­ты, я начи­нал у Алек­сея Теги­на в кон­це 80‑х годов. Груп­па то соби­ра­лась, то рас­па­да­лась, и игра­ли мы тре­ки ран­них Swans.

В позд­не­со­вет­ский пери­од рекру­тинг в новую музы­ку шёл через «пла­сти­ноч­ную» тусов­ку, через неё я позна­ко­мил­ся с Вита­ли­ем Стер­ном («Виды Рыб») и Алек­се­ем «Бабуш­кой» Воро­ши­ло­вым. Какое-то вре­мя мы игра­ли в начи­на­ю­щей «Лоли­те» Алек­сея Плюс­ни­на, но это было для нас слиш­ком рок-н-рольно.

Через год домаш­них экс­пе­ри­мен­тов мы нашли при­ме­не­ние сво­е­му муз­лу: озву­чи­ли несколь­ко спек­так­лей теат­ра «Ков­чег» Гали­ны Дубов­ской и фильм бра­тьев Олей­ни­ко­вых «Ожи­да­ние Де Бил­ла». В 1994 году вышел трек нашей кол­ла­бо­ра­ции «Сви­де­те­ли» на вини­ло­вой пла­стин­ке памя­ти Май­ка Науменко.

В сере­дине 90‑х я пол­но­стью поки­нул худо­же­ствен­ную тусов­ку и до 2014 года ниче­го не делал. А потом ска­чал себе FL Studio, и Escaped Trees выпу­стил пер­вый аль­бом на фран­цуз­ском лей­б­ле Cyanur rec. При­чём так слу­чи­лось, что боль­шин­ство моих слу­ша­те­лей нахо­дят­ся в Латин­ской Аме­ри­ке и нахо­дят в моей музы­ке оккульт­но-мисти­че­ские проявления.

Об уча­стии в «Когда-нибудь»: Реми­кс на «аминь» полу­чил­ся по-хоро­ше­му злым, бру­таль­ным, даркве­и­стым. Это пер­вый трек в моей дис­ко­гра­фии на рус­ском язы­ке. Я даже побы­вал на кон­цер­те груп­пы: у «аминь» про­сто сума­сшед­шая энер­ге­ти­ка! Хоро­шо пони­маю, поче­му моей млад­шей доче­ри этот трек так зашёл.

DUB TV (Москва) — груп­па обра­зо­ва­на в 1997 году. Исполь­зо­ва­ние совре­мен­ных тех­но­ло­гий и посто­ян­ные экс­пе­ри­мен­ты сде­ла­ли её зна­чи­тель­ным фено­ме­ном в совре­мен­ной даб-музыке.

За годы сво­е­го суще­ство­ва­ния DUB TV высту­па­ла на мно­гих зару­беж­ных и оте­че­ствен­ных фести­ва­лях, таких как: Soca reggae reversplash, Rototom sunsplush, «Эммаус», «Пустые хол­мы», где музы­кан­ты рабо­та­ли на одной сцене с мега­з­вёз­да­ми: Seed , I‑Shen Rockers, Mad Professor, Dreadzone. Так груп­па при­об­ре­ла мас­су поклон­ни­ков сво­е­го твор­че­ства по все­му миру.

На сче­ту DUB TV сов­мест­ные про­ек­ты с груп­пой «Зем­ляне», Алек­сан­дром Бары­ки­ным, Юли­ей Чиче­ри­ной, Алек­сан­дром Лаэрт­ским, Ником Рок-н-рол­лом, Mad Professor, Lee «Scratch» Рerry, Bashment Kingsound.

Шурас Даб­ма­стер (Алек­сандр Анто­нов) об уча­стии в «Когда-нибудь»: «Да будет так» — это мощ­ный, энер­гич­ный трек соот­вет­ству­ю­щий дина­ми­ке жиз­ни горо­да, выпол­нен­ный мной в при­выч­но рас­слаб­лен­ной атмо­сфе­ре даба. В про­цес­се рабо­ты я немно­го увлёк­ся и сде­лал ещё один, совсем рас­слаб­лен­ный реми­кс на «Не может быть» с той же гряз­ной вокаль­ной обра­бот­кой в духе KMFDM.

JazzOFF (Илья Язов) — ком­по­зи­тор кино, вока­лист и лидер груп­пы «Оле Лукое» (Москва), осно­ва­тель груп­пы Тokio.

Пио­нер совет­ско­го нью вей­ва. В даль­ней­шем одним из пер­вых в Рос­сии стал рабо­тать на сты­ке элек­тро­ни­ки и гитар­но­го рей­ва. В нача­ле 90‑х сде­лал упор в твор­че­стве на сим­би­оз гита­ры и жёст­ких элек­трон­ных рит­мов, оста­ва­ясь при этом вер­ным духу нео­ро­ман­тиз­ма из рус­ско­го нью вей­ва. Сей­час Илья Язов опре­де­ля­ет своё музы­каль­ное твор­че­ство как постмодерн.

Об уча­стии в «Когда-нибудь»: «аминь» — талант­ли­вая груп­па, мне было инте­рес­но рабо­тать с их тре­ком. У ребят отлич­ная музы­ка, хочет­ся, что­бы о них узна­ли. Мой трек сде­лан в кис­лот­но-дис­ко­теч­ном клю­че с эле­мен­та­ми дип-хауса.

Kostum Unisex и «Кожа­ный Нумиз­мат» — это про­яв­ле­ния музы­каль­но­го аль­тер-эго Алек­сея Кор­жи­ко­ва, музы­кан­та групп «аминь», «Ири­на Епи­фа­но­ва и Маке­ма­ке», «Кра­атер».

С твор­че­ством Kostum Unisex мож­но позна­ко­мить­ся на аль­бо­ме «Евро­ла­у­нж», выпу­щен­ном в соав­тор­стве с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми «Когда-нибудь» — про­ек­том «Инте­рес­ные ощу­ще­ния». Тре­ки «Кожа­но­го Нумиз­ма­та» так­же пред­став­ле­ны в раз­лич­ных сбор­ни­ках элек­трон­ной музыки.

Алек­сей Кор­жи­ков: Kostum Unisex — это толе­рант­ный про­ект, раз­де­ля­ю­щий лау­н­же­вые, либе­раль­но-демо­кра­ти­че­ские цен­но­сти, в то вре­мя как «Кожа­ный Нумиз­мат» — явле­ние анти­со­ци­аль­ное, лево­го или даже мар­ги­наль­но-поста­по­ка­лип­ти­че­ско­го тол­ка. Это, конеч­но, нашло своё отра­же­ние и в харак­те­ре треков.

iGosh (Игорь Гоц­ма­нов) — в раз­ные годы участ­ник групп «Вой­на с Сала­манд­ра­ми», «Ава­лон», «Ноч­ной Про­спект», Frustrators, «Клён», Shake!, Second Hand Band, про­ек­тов: Cosmos Soundclub, «С.Л.Э.Г» , «Ось Мёби­уса» и других.

В насто­я­щее вре­мя — зву­ко­ре­жис­сёр и ком­по­зи­тор в кино. Рабо­тал в каче­стве масте­ринг-инже­не­ра над аль­бо­мом «аминь» «Да будет так».

Об уча­стии в «Когда-нибудь»: «аминь» — это такой новый Sex Pistols, где-то панк-рок, а где-то Баста. В про­цес­се рабо­ты над масте­рин­гом я обро­нил нена­ро­ком, что сде­лал бы свой реми­кс на «Да будет так», и про­дю­сер груп­пы пой­мал меня на слове.

Boringroom (Сер­гей Зино­вьев) — lo-fi/balearic про­дю­сер из Хаба­ров­ска. Админ попу­ляр­но­го рос­сий­ско­го мэд­че­стер-сооб­ще­ства во «ВКон­так­те» Baggy On. Так­же изве­стен как фронт­мен инди-групп раз­ных эпох: F‑80, «Бен­зо­ко­ты», «Бат­л­тодс», «First Space Shop», «Wabby Legs», «Шоу Монов».

Пер­вые запи­си Boringroom появи­лись в 2008 году, во вре­ме­на рас­цве­та чил­л­вей­ва. Музы­ка соче­та­ет в себе скан­ди­нав­ские моти­вы, подроб­ное сем­пли­ро­ва­ние увя­да­ю­щих зву­ков при­ро­ды и горо­да, пля­шу­щих под дуд­ку бале­а­ри­ка, даб-тех­но и эмби­ен­та с наив­ны­ми мелодиями.

Об уча­стии в «Когда-нибудь»: Трек «Да будет так» я уви­дел в сво­ей голо­ве как валь­си­ро­ва­ние с неиз­беж­но­стью, без­услов­ное при­ня­тие любых исхо­дов жиз­ни и собы­тий. Делать реми­кс на тво­ре­ние одной из моих самых люби­мых групп — одно удовольствие.

«Инте­рес­ные ощу­ще­ния» (Гоша Мар­ты­нов): Наша музы­ка — это лефт­филд-хаус и эмби­ент-тех­но, осно­ван­ные на эсте­ти­че­ской пере­ра­бот­ке семплов с най­ден­ных на бара­хол­ках кас­сет и совет­ских пла­сти­нок. Про­ект изна­чаль­но был чем-то вро­де затя­нув­шей­ся шут­ки, но со вре­ме­нем стал пол­но­цен­ным явлением.

Об уча­стии в «Когда-нибудь»: Мне дав­но было инте­рес­но, как мои при­выч­ные реше­ния и звук мог­ли бы соче­тать­ся с агрес­сив­ны­ми пар­ти­я­ми Алек­сея и голо­сом Мак­си­ма, поэто­му я был очень рад воз­мож­но­сти пора­бо­тать с их мате­ри­а­лом. На удив­ле­ние я сра­зу нашёл нуж­ное зву­ча­ние: сем­плы удар­ных из рус­ско­го рэпа и мяг­кие мажор­ные пэды лег­ли на трек «Да будет так» про­сто иде­аль­но, инте­рес­но иска­зив гар­мо­нию. Я очень дово­лен результатом.


Kогда-нибудь, когда-нибудь когда-нибудь

Kогда-нибудь и вре­мя повер­нёт­ся вспять

Если удаст­ся эти самые когда-нибудь

Меж­ду собой пет­лёй поту­же завязать

И даже этот путь закон­чит­ся когда-нибудь

Подай руку тому, кто задол­го до тебя решил утонуть

Оста­вив этот мир в надеж­де про­сто уснуть

Да будет так

Да будет так

Да будет так

Да будет так

После подоб­ных при­вет­ствий и сооб­ще­ний вчера

Не воз­ни­ка­ет даже мыс­ли, что жизнь не лишена

Спа­си­бо на этой кра­си­вой, но мне бы пистолет

Тебя нет, меня нет, ниче­го нет

И даже этот путь закон­чит­ся когда-нибудь

Подай руку тому, кто задол­го до тебя решил утонуть

Оста­вив этот мир в надеж­де про­сто уснуть

Да будет так

Да будет так

Да будет так

Да будет так

Kогда-нибудь, когда-нибудь, когда-нибудь

Kогда-нибудь и вре­мя повер­нёт­ся вспять

Если удаст­ся эти самые когда-нибудь

Меж­ду собой пет­лёй поту­же завязать

Да будет так

Да будет так




Боль­ше о твор­че­стве груп­пы «аминь» смот­ри­те во «ВКон­так­те», на «Юту­бе» и в «Инста­гра­ме».


Читай­те так­же «Музы­каль­ные рели­зы. Луч­шие аль­бо­мы — 2021».

В Москве открылась выставка о пути Виктора Цоя

15 янва­ря 2022 года в мос­ков­ском Мане­же откры­лась выстав­ка «Вик­тор Цой. Путь героя». Она при­уро­че­на к шести­де­ся­ти­лет­не­му юби­лею музыканта.

«Путь героя» авто­ры опре­де­ля­ют как выстав­ку-бай­о­пик, как син­тез тех­но­ло­гий, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть исто­рию жиз­ни Вик­то­ра Цоя. В экс­по­зи­ции соче­та­ет­ся музы­ка, изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство и доку­мен­таль­ные пред­ме­ты, свя­зан­ные с био­гра­фи­ей Вик­то­ра Цоя. Отдель­ное вни­ма­ние уде­ле­но вос­при­я­тию его музы­ки и поло­тен за рубежом.

Один из экс­по­на­тов выстав­ки име­ет такую историю:

«Вик­тор не любил выде­лять­ся в тол­пе, но создал свой стиль, кото­ро­му под­ра­жа­ли мил­ли­о­ны. Он был инте­ре­сен не толь­ко как музы­кант: Энди Уор­хол, уви­дев у Джо­ан­ны Стин­грей худо­же­ствен­ные рабо­ты Цоя, отпра­вил ему в пода­рок бан­ку супа Campbell со сво­им авто­гра­фом, кото­рую так же мож­но будет уви­деть в соста­ве экспозиции». 

Най­ти боль­ше инфор­ма­ции о коман­де и режи­ме рабо­ты выстав­ки мож­но на её сайте.

В Петербурге вышла книга о феномене блокадного дневника

Изда­тель­ство Евро­пей­ско­го уни­вер­си­те­та в Санкт-Петер­бур­ге выпу­сти­ло сбор­ник «Я знаю, что так нель­зя писать» о бло­кад­ных днев­ни­ках. Науч­ным редак­то­ром высту­пил док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор ЕУСПб Ники­та Лома­гин, а соста­ви­тель­ни­цей — Ана­ста­сия Пав­лов­ская, редак­тор Цен­тра изу­че­ния эго-доку­мен­тов «Про­жи­то».

Эта кни­га пред­став­ля­ет собой часть про­ек­та, став­ше­го воз­мож­ным бла­го­да­ря появ­ле­нию Цен­тра изу­че­ния эго-доку­мен­тов «Про­жи­то». С его помо­щью иссле­до­ва­те­лям уда­лось собрать боль­шое коли­че­ство днев­ни­ков, тем более, что вели их очень мно­гие, как пред­ста­ви­те­ли номен­кла­ту­ры, так и школь­ни­ки. Это изда­ние собра­ло в себе семь самых харак­тер­ных гра­ней, жан­ров, бло­кад­но­го дневника.

Во всту­пи­тель­ной ста­тье фило­лог и поэтес­са Поли­на Бар­с­ко­ва так опре­де­ля­ет бло­кад­ные дневники:

«Бло­кад­ная кни­га дней — это имен­но кни­га тре­вог, кни­га о тре­во­ге, о незна­нии буду­ще­го, об отча­ян­ных попыт­ках его спро­гно­зи­ро­вать, преду­га­дать, умо­лить, про­ник­нуть в него».

Най­ти саму кни­гу, содер­жа­ние и всту­пи­тель­ную ста­тью мож­но на сай­те издательства.

В Эрмитаже открылась Галерея Петра Великого


В Госу­дар­ствен­ном Эрми­та­же в Санкт-Петер­бур­ге откры­лась гале­рея Пет­ра Вели­ко­го. Это собы­тие при­уро­че­но к 350-летию с рож­де­ния Пет­ра I и 300-летию с под­пи­са­ния Ништадт­ско­го дого­во­ра, завер­шив­ше­го Север­ную вой­ну 1701–1721 годов.

Экс­по­зи­ция будет посто­ян­ной. Она рас­по­ло­жи­лась на вто­ром эта­же надвор­ной части Зим­не­го двор­ца, где нахо­ди­лись дет­ские ком­на­ты сыно­вей импе­ра­то­ра Нико­лая I. Отры­тая часть посвя­ще­на куль­ту­ра пер­вой поло­ви­ны XVIII века. Здесь пред­став­ле­ны образ­цы живо­пи­си и скульп­ту­ры, экс­по­на­ты, свя­зан­ные с нау­кой того вре­ме­ни. Они посвя­ще­ны куль­ту­ре и искус­ству эпо­хи пет­ров­ских реформ, и само­му Пет­ру I. 

Най­ти боль­ше дета­лей об экс­по­зи­ции мож­но на сай­те музея.


В Екатеринбурге повредили картину Анны Лепорской

Картина: Анна Лепорская. Три фигуры. 1932-1934 годы. Фотография: Александр Мехоношин.
Кар­ти­на: Анна Лепор­ская. Три фигу­ры. 1932–1934 годы.
Фото­гра­фия: Алек­сандр Мехоношин.

В Ека­те­рин­бур­ге повре­ди­ли полот­но худож­ни­цы Анны Лепор­ской «Три фигу­ры». Ущерб от повре­жде­ний оце­ни­ва­ет­ся при­бли­зи­тель­но в в 250 тысяч рублей.

Полот­но было повре­жде­но шари­ко­вой руч­кой: неиз­вест­ный нари­со­вал на лицах фигур гла­за. Одна­ко повре­жде­ния удаст­ся убрать без потерь, и теперь кар­ти­на воз­вра­ще­на в Тре­тья­ков­скую гале­рею на рестав­ра­цию. Как сооб­ща­ет ТАСС, сто­и­мость повре­жде­ний соста­ви­ла 250 тысяч рублей.

«Ель­цин-центр», где про­изо­шёл инци­дент, ука­зы­ва­ет, что

«По сле­дам инци­ден­та с кар­ти­ной Анны Лепор­ской в Ель­цин Цен­тре про­ве­ден пере­смотр про­то­ко­лов без­опас­но­сти, над все­ми кар­ти­на­ми выстав­ки в Арт-гале­рее уста­нов­ле­ны защит­ные экра­ны. Наде­ем­ся, что подоб­ные про­ис­ше­ствия с про­из­ве­де­ни­я­ми искус­ства на нашей тер­ри­то­рии в буду­щем исклю­че­ны. Выстав­ка „Мир как бес­пред­мет­ность. Рож­де­ние ново­го искус­ства“ про­дол­жа­ет рабо­ту до 20 февраля».

«Молоко птицы» Евгения Марьяна как путь взросления

Пол­но­мет­раж­ным дебю­том Евге­ния Марья­на ста­ла кар­ти­на «Моло­ко пти­цы», участ­во­вав­шая в основ­ном кон­кур­се 32-го Откры­то­го кине­ма­то­гра­фи­че­ско­го фести­ва­ля «Кино­тавр». Раз­би­ра­ем, как режис­сёр рас­кры­ва­ет тему взрос­ле­ния, исполь­зуя рели­ги­оз­ные отсыл­ки и мотив эди­по­ва комплекса.


Евге­ний Марьян часто гово­рит о том, что толь­ко учит­ся сни­мать кино. Опы­та у него дей­стви­тель­но немно­го: в 2017 году он закон­чил курс режис­су­ры, тогда же он выпу­стил первую 45-минут­ную корот­ко­мет­раж­ку «Песнь для живых». В интер­вью начи­на­ю­щий режис­сёр рассказывает:

«Я при­шёл в инду­стрию неза­дол­го до того, как воз­ник про­ект „Моло­ко пти­цы“, это мой пер­вый сценарий».

Одна­ко новая лен­та Марья­на не про­из­во­дит впе­чат­ле­ние нека­че­ствен­ной, сде­лан­ной по-уче­ни­че­ски рабо­ты. Ещё до пре­мье­ры кар­ти­на ста­ла обра­щать на себя вни­ма­ние: в 2019 году её анонс появил­ся на стен­де Made in Russia в Кан­нах, а позд­нее фильм взял приз в сек­ции Work-in-progress кино­фе­сти­ва­ля в Кар­ло­вых Варах.

«Моло­ко пти­цы» — исто­рия для режис­сё­ра во мно­гом лич­ная. Это про­ра­бот­ка соб­ствен­ных пере­жи­ва­ний, за кото­рой Евге­ний Марьян при­гла­ша­ет пона­блю­дать с экра­на. Рас­ска­зы­вая о филь­ме, он делит­ся био­гра­фи­че­ски­ми подробностями:

«Духов­ные тер­за­ния, „око­ло­бан­дит­ская“ сре­да фор­ми­ро­ва­ния — всё это ста­ло осно­вой для буду­ще­го сценария».

А зна­чит, про­та­го­нист лен­ты — это в какой-то мере аль­тер-эго само­го режиссёра.

Глав­ный герой Андри­ан (дебю­тант Вита­лий Наза­рен­ко) живёт в При­дне­стро­вье — «неофи­ци­аль­ной стране», как гово­рит одно­класс­ни­ца юно­ши Анна (Вла­да Еро­фе­е­ва). «Моло­ко пти­цы» явля­ет­ся пер­вым в исто­рии худо­же­ствен­ным филь­мом, пол­но­стью сня­тым на тер­ри­то­рии непри­знан­ной рес­пуб­ли­ки. Сам режис­сёр тоже родом из При­дне­стро­вья — он сни­ма­ет кино дома и о доме.

При­ро­да здесь слу­жит фоном и отра­же­ни­ем внут­рен­не­го мира героя. Оха­рак­те­ри­зо­вать обе эти реаль­но­сти луч­ше все­го полу­чит­ся одним сло­вом: «оди­но­кая». Маль­чи­ку 16, он любит искус­ство и перед сном рас­смат­ри­ва­ет аль­бо­мы с репродукциями.

В пере­ры­вах меж­ду эпи­зо­да­ми «обыч­ной жиз­ни» Андри­ан зани­ма­ет­ся про­да­жей нар­ко­ти­ков, пото­му что так в мест­ной сре­де выжи­ва­ют. Делать он это­го не хочет, одна­ко выбрать­ся из пороч­но­го кру­га слож­но: гла­варь его груп­пи­ров­ки, моло­дой дилер Сер­жиу (Камиль Хар­дин), давит на школь­ни­ка и инте­ре­са к внут­рен­ним тер­за­ни­ям послед­не­го не испытывает.

У Андри­а­на слож­ные отно­ше­ния с семьёй, кри­зис веры и меч­та уехать в Ита­лию, вырвать­ся из замкну­то­го про­стран­ства сре­ды, в кото­рой при­хо­дит­ся жить. Всё ука­зы­ва­ет на то, что герою не место в тепе­реш­нем окру­же­нии: даже чер­та­ми внеш­но­сти он силь­но отли­ча­ет­ся от осталь­ных, как буд­то сошёл с поло­тен эпо­хи Возрождения.

Может пока­зать­ся, что перед нами обыч­ный фильм-взрос­ле­ние, но на самом деле всё несколь­ко глуб­же — во мно­гом бла­го­да­ря мета­фо­ри­че­ско­му язы­ку картины.

Поче­му она вооб­ще так назы­ва­ет­ся? Зна­че­ние пти­чье­го моло­ка в леген­дах и ска­за­ни­ях трак­ту­ет­ся по-раз­но­му. С одной сто­ро­ны, это то, чего нет, фан­том, мираж и уто­пия. С дру­гой — пища, после вку­ше­ния кото­рой чело­век ста­но­вит­ся неуяз­ви­мым. Толь­ко гло­ток из мира невоз­мож­но­го может сде­лать героя силь­нее реаль­ных, буд­нич­но-рутин­ных барье­ров и ограничений.

Всё это мы видим у Марья­на. Конеч­но, юно­ша в виду воз­рас­та пре­бы­ва­ет в иллю­зи­ях. Его надеж­ды ока­зы­ва­ют­ся при­зрач­ны­ми: он верит, что для пере­ез­да в дру­гую стра­ну доста­точ­но про­сто най­ти день­ги и запла­тить нуж­ным людям. Неудач­ный опыт столк­но­ве­ния с реаль­но­стью, кото­рый Андри­а­ну при­хо­дит­ся пере­жить, — это путь к ста­нов­ле­нию лич­но­сти, её росту.

Моло­ко отсы­ла­ет и к обра­зу мате­ри. Режис­сёр при­зна­вал­ся, что в юно­сти сам испы­ты­вал эди­пов ком­плекс — сек­су­аль­ное вле­че­ние к роди­тель­ни­це, — как и герой лен­ты. С мамой Вио­ри­кой (Еле­на Лядо­ва) юно­ша ста­ра­ет­ся не кон­так­ти­ро­вать, не отве­ча­ет на её вопро­сы, демон­стри­ру­ет холод­ность и отстра­нён­ность. И в то же вре­мя под­гля­ды­ва­ет, как та моет­ся, видит мать обна­жён­ной во снах и рев­ну­ет её к дирек­то­ру пти­це­фаб­ри­ки (Вале­риу Андрю­цэ), с кото­рым та ведёт тай­ный роман.

Сына муча­ет осо­зна­ние испы­ты­ва­е­мых им чувств, и это ста­но­вит­ся одной из вес­ких при­чин жаж­ды побе­га. Един­ствен­ный чело­век, кото­ро­му Андри­ан пыта­ет­ся дове­рить пота­ён­ные пере­жи­ва­ния, — это батюш­ка в церк­ви, ведь боль­ше искать пони­ма­ния не у кого. Но и здесь героя ожи­да­ет разо­ча­ро­ва­ние: в месте, где долж­на жить духов­ность, про­цве­та­ет мате­ри­аль­ный инте­рес, что ста­но­вит­ся для юно­ши оче­ред­ным ударом.

Рели­гия — лейт­мо­тив «Моло­ка пти­цы». Дей­ствие кар­ти­ны раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на Страст­ной сед­ми­це — куль­ми­на­ци­он­ной неде­ле Вели­ко­го поста перед Пас­хой. В это вре­мя веру­ю­щие вспо­ми­на­ют исто­рию из Еван­ге­лия о послед­них днях зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста. И Андри­ан в лен­те сим­во­ли­че­ски оли­це­тво­ря­ет его воплощение.

«Я не раз­ре­шал вам про­да­вать», — гово­рит он, когда видит, что сде­лан­ных им анге­лов, отдан­ных в цер­ковь на сохра­не­ние, там выста­ви­ли на тор­го­вый при­ла­вок (это намёк на извест­ный еван­гель­ский эпи­зод с биче­ва­ни­ем хра­мо­вых менял). Ради денег про­та­го­ни­ста пре­да­ёт друг (Дмит­рий Тополь), кото­ро­го в филь­ме назы­ва­ют Иудой, а мать потом омо­ет изби­то­му Андри­а­ну ноги, подоб­но греш­ни­це из Писа­ния. Пред­чув­ству­ет герой и бли­зость соб­ствен­ной гибели.

Андри­а­на до смер­ти изби­ва­ют пар­ни из груп­пи­ров­ки тор­гов­цев нар­ко­ти­ка­ми, под­ве­ши­ва­ют и поз­же сни­ма­ют с верёв­ки — это частич­ное отра­же­ние рас­пя­тия. Сле­ду­ю­щие далее кад­ры с шеве­ля­щей­ся над­мо­гиль­ной зем­лёй отсы­ла­ют зри­те­ля к моти­ву воскрешения.

Герой выжи­вет, более того, его ждёт своё «воз­не­се­ние»: он всё-таки поки­нет При­дне­стро­вье и отпра­вит­ся в вожде­лен­ную Евро­пу. Таким обра­зом, Евге­ний Марьян сопо­став­ля­ет про­цесс взрос­ле­ния с путём стра­стей Иису­са Хри­ста: слож­ным, пол­ным стра­да­ния, но дару­ю­щим в кон­це муд­рость, свет и успо­ко­е­ние. И рай — для каж­до­го свой.

Поми­мо нети­пич­ной сце­нар­ной интер­пре­та­ции клас­си­че­ской темы, при­вле­ка­ет вни­ма­ние и опе­ра­тор­ская рабо­та (отме­ти­ли её и на «Кино­тав­ре»): постро­е­ние кад­ра, вни­ма­тель­ность к его ком­по­зи­ции. Режис­сёр актив­но рабо­тал с цве­том. Он при­зна­ёт­ся:

«Самым важ­ным для меня явля­ет­ся поиск сво­е­го сти­ля — учи­ты­вая моё увле­че­ние фото­гра­фи­ей и живо­пи­сью, я искал вдох­но­ве­ние имен­но там. В живо­пи­си Север­но­го Ренес­сан­са и ико­но­пи­си жёл­тый цвет — он же золо­той — это цвет Бога, благородия».

И сра­зу ста­но­вит­ся поня­тен выбор цве­та курт­ки и нос­ков героя.

Есть в «Моло­ке пти­цы» и то, что не тре­бу­ет рас­шиф­ров­ки, — про­ти­во­сто­я­ние сла­бо­го и силь­но­го. Сер­жиу и Андри­ан высту­па­ют как анти­по­ды друг дру­га. Если пер­вый при­нял мир, кото­рый его окру­жа­ет, согла­сил­ся с при­зем­лён­но­стью и жёст­ки­ми пра­ви­ла­ми игры, то вто­ро­го поло­же­ние дел не устраивает.

Андри­ан хочет и может быть дру­гим: его имя пере­во­дит­ся как «храб­рый». Сре­ди его школь­ных про­звищ не толь­ко Иису­сик, но и Цыпа. Зна­чит, сам юно­ша — это пти­ца, кото­рой нуж­но летать, а не ходить по зем­ле. Его арка как пер­со­на­жа — это сме­лая и чест­ная исто­рия взрос­ле­ния, поис­ка сво­е­го пути и побе­га из клет­ки. Пусть он наи­вен и неопы­тен, но силь­ное жела­ние пере­мен при­да­ёт ему сил, что­бы вырвать­ся из силков.


Читай­те так­же «“Пет­ро­вы в грип­пе“ Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва как раз­мыш­ле­ние о Рос­сии и семье»

Опубликован фрагмент раннего произведения Егора Летова

Вдо­ва музы­кан­та Его­ра Лето­ва опуб­ли­ко­ва­ла фраг­мент аль­бо­ма «Дождь в казар­ме». Текст отрыв­ка отно­сит­ся при­мер­но к кон­цу 1983 года.

Этот отры­вок и этот аль­бом при­над­ле­жал ран­не­му про­ек­ту Его­ра Лето­ва, груп­пе «Посев», кото­рая пре­кра­ти­ла своё суще­ство­ва­ние в 1985 году. В тот момент уже появи­лась широ­ко извест­ная «Граж­дан­ская обо­ро­на», за почти два­дцать лет исто­рии кото­рой было запи­са­но поряд­ку трид­ца­ти альбомов.


Загадочная история мортуария: визитная карточка города Волжский

Фото: singularia10/Instagram.com

Мор­таль­ная архи­тек­ту­ра СССР — инте­рес­ная и узкая тема, спо­соб­ная про­лить свет на самые неожи­дан­ные сто­ро­ны похо­рон­ной куль­ту­ры в Совет­ском Сою­зе. Одна­ко даже в насто­я­щее вре­мя она оста­ёт­ся малоизученной.

Осо­бен­но­сти совет­ско­го опы­та «рабо­ты со смер­тью» учё­ные ста­ли иссле­до­вать совсем недав­но. Так, в декаб­ре 2021 года в изда­тель­стве «НЛО» вышла моно­гра­фия исто­ри­ка Анны Соко­ло­вой «Ново­му чело­ве­ку — новая смерть? Похо­рон­ная куль­ту­ра ран­не­го СССР». Автор иссле­до­ва­ния под­ни­ма­ет вопро­сы об «архи­тек­ту­ре смер­ти» в после­ре­во­лю­ци­он­ном обще­стве и о том, как она ока­за­лась свя­за­на с новой риту­аль­ной прак­ти­кой совет­ских граждан.

В СССР про­бле­му конеч­но­сти жиз­ни пыта­лись раз­ре­шить и в идео­ло­гии, и на уровне прак­ти­ки. Попыт­ки обуз­дать сти­хию Тана­то­са не закон­чи­лись в 1920‑е годы — они про­дол­жа­лись на про­тя­же­нии все­го сро­ка суще­ство­ва­ния совет­ско­го госу­дар­ства. В исто­рии мор­таль­ной архи­тек­ту­ры СССР осо­бое место зани­ма­ет мало­из­вест­ный про­ект, оста­вив­ший после себя мно­же­ство зага­док и неод­но­знач­но­стей. Исто­ри­ки пока не в состо­я­нии отве­тить на них. Речь идёт о Волж­ском мор­ту­а­рии, постро­ен­ном в Вол­го­град­ской области.

Фото: singularia10/Instagram.com

Пантеон для прощания

Волж­ский — моло­дой город, осно­ван­ный в 1951 году. В отли­чие от сосед­не­го Вол­го­гра­да у него нет такой бога­той исто­рии. Одна­ко Волж­ско­му всё же есть чем заявить о себе: на его тер­ри­то­рии нахо­дит­ся мор­ту­а­рий, постро­ен­ный на ста­ром город­ском клад­би­ще. Стро­е­ние не пер­вый год при­вле­ка­ет тури­стов и мест­ных исто­ри­ков сво­ей загадочностью.

Мор­ту­а­рий (или пан­те­он) в совет­ское вре­мя исполь­зо­вал­ся как пло­щад­ка для риту­аль­ных меро­при­я­тий. Его фор­ма, выпол­нен­ная в виде бук­вы П, дава­ла воз­мож­ность уви­деть цере­мо­нию про­ща­ния со всех ракур­сов. На тер­ри­то­рии клад­би­ща не было церк­ви: граж­дан­ское меро­при­я­тие, про­ве­дён­ное в мор­ту­а­рии, ста­но­ви­лось аль­тер­на­ти­вой тра­ди­ци­он­но­му отпе­ва­нию и про­чим рели­ги­оз­ным обрядам.

Само зда­ние пан­тео­на выгля­дит не харак­тер­но для архи­тек­ту­ры совет­ской эпо­хи. Соору­же­ние, выпол­нен­ное в клас­си­че­ском сти­ле с колон­на­ми и спе­ци­аль­ным поста­мен­том для гро­ба, визу­аль­но выде­ля­лось из обще­го ряда. Внешне напо­ми­ная антич­ный храм, мор­ту­а­рий не совсем впи­сы­вал­ся в ате­и­сти­че­скую повест­ку СССР. Ходи­ли слу­хи, что ана­ло­ги подоб­но­го пан­тео­на нахо­ди­лись и в дру­гих частях стра­ны, но до наших дней они не сохранились.

Воз­мож­но, такая же печаль­ная судь­ба мог­ла постиг­нуть и Волж­ский мор­ту­а­рий из-за закры­тия клад­би­ща. Одна­ко пан­те­он сохра­нил­ся вопре­ки пози­ции пер­во­го сек­ре­та­ря Совет­ско­го рай­ко­ма Вол­го­гра­да Ива­на Пет­ро­ви­ча Рыб­ки­на — он счи­тал, что совет­ско­му горо­ду иметь такой объ­ект не пола­га­ет­ся и похо­ро­ны долж­ны про­хо­дить скром­но. Соору­же­ние явно не впи­сы­ва­лось в стиль и мен­та­ли­тет бреж­нев­ской эпо­хи. В 1974 году на клад­би­ще пре­кра­ти­ли про­во­дить цере­мо­нии прощания.

Исто­ри­ки зада­ют­ся вопро­сом о том, как же воз­ник­ло такое необыч­ное соору­же­ние. Суще­ству­ет две вер­сии появ­ле­ния памят­ни­ка, и пер­вая из них свя­за­на с исто­ри­ей села Безродное.


Наследие дореволюционных времён?

Задол­го до осно­ва­ния Волж­ско­го на его месте рас­по­ла­га­лось сель­ское посе­ле­ние Без­род­ное, извест­ное так­же как Верх­няя Ахту­ба или Верхне-Ахту­бин­ский горо­док. Оно появи­лось при­мер­но в 1720 году и быст­ро ста­ло убе­жи­щем для бег­лых кре­стьян. Осно­ва­те­ля­ми Верхне-Ахту­бин­ско­го город­ка счи­та­ют пору­чи­ков Ива­на Андре­еви­ча Паро­би­ча и Ива­на Ере­ме­е­ви­ча Цыплетева.

На про­тя­же­нии сто­ле­тий Без­род­ное актив­но раз­ви­ва­лось: к 1917 году в посе­ле­нии про­жи­ва­ло уже 12 тысяч чело­век. Основ­ную роль в мест­ной эко­но­ми­ке игра­ли куп­цы и духо­вен­ство. Без­род­ное счи­та­лось зажи­точ­ным за счёт дохо­дов с судо­ход­ной моно­по­лии от Цари­цы­на до При­ши­ба, а так­же актив­ной торговли.

Несмот­ря на исчез­но­ве­ние посе­ле­ния к кон­цу 1950‑х годов, на тер­ри­то­рии Волж­ско­го сохра­ни­лось несколь­ко зда­ний, постро­ен­ных в Без­род­ном ещё в доре­во­лю­ци­он­ную эпо­ху. Самые извест­ные из них — быв­шая паро­вая мель­ни­ца и зда­ние волост­ной упра­вы, в насто­я­щие вре­мя при­над­ле­жа­щее кар­тин­ной гале­рее «Ста­рая шко­ла». Послед­нее стро­е­ние име­ло наи­бо­лее дра­ма­тич­ную исто­рию. Во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны на этом месте раз­ме­щал­ся гос­пи­таль, а после вой­ны здесь откры­лась шко­ла, про­су­ще­ство­вав­шая до пожа­ра в 1972 году. Зда­ние под­верг­лось серьёз­но­му раз­ру­ше­нию. К сча­стью, его смог­ли восстановить.

Исто­рик-кра­е­вед Сер­гей Звя­гин­цев свя­зы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние мор­ту­а­рия с жите­ля­ми села. По его сло­вам, на тер­ри­то­рии ста­ро­го клад­би­ща ещё со вре­мён Золо­той Орды нахо­ди­лось захо­ро­не­ние ордын­ских вои­нов. Звя­гин­цев счи­та­ет, что пан­те­он в нача­ле ХХ века воз­ве­ли бога­тые жите­ли Без­род­но­го — это про­изо­шло неза­дол­го до рево­лю­ци­он­ных собы­тий 1917 года.

Во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны село прак­ти­че­ски уни­что­жи­ли. Немец­кая авиа­ция бом­би­ла Без­род­ное, так как здесь рас­по­ла­га­лись совет­ские гос­пи­та­ли и наблю­да­тель­ные пунк­ты артил­ле­рий­ских под­раз­де­ле­ний. Так­же тут фор­ми­ро­ва­лись резерв­ные части. Счи­та­ет­ся, что из-за воен­ных дей­ствий мор­ту­а­рий мог полу­чить силь­ные повре­жде­ния и зда­ние вос­ста­но­ви­ли, когда нача­лось стро­и­тель­ство Волж­ско­го. Одна­ко это толь­ко одна из версий.


Городская версия

Исто­рия Волж­ско­го мор­ту­а­рия зага­доч­на во всех смыс­лах. Доку­мен­тов и точ­ных сви­де­тельств о соору­же­нии не оста­лось. Никто не зна­ет име­ни архи­тек­то­ра, а так­же при­чин построй­ки необыч­но­го пан­тео­на. Даже мест­ные чинов­ни­ки не зна­ют прав­ды. Обыч­но счи­та­ет­ся, что мор­ту­а­рий и Волж­ский созда­ва­лись одновременно.

Пер­во­на­чаль­но на месте села Без­род­ное постро­и­ли неболь­шой рабо­чий посё­лок для стро­и­те­лей Волж­ской гид­ро­элек­тро­стан­ции. Вско­ре он стал актив­но раз­рас­тать­ся, пре­вра­ща­ясь в пол­но­цен­ный город, ста­тус кото­ро­го Волж­ский полу­чил в 1954 году. Новый адми­ни­стра­тив­ный центр стре­ми­тель­но обу­стра­и­вал­ся, и есте­ствен­но, что насе­лён­но­му пунк­ту пона­до­би­лось клад­би­ще. Оно вско­ре появи­лось рядом с посёл­ком Рабочий.

Инте­рес­ную вер­сию рас­ска­зал мест­ный исто­рик Вла­ди­мир Фёдо­ров. Он услы­шал её от нена­зван­но­го участ­ни­ка стро­и­тель­ства Волж­ской ГЭС. По сло­вам Фёдо­ро­ва, мор­ту­а­рий воз­вёл некий архи­тек­тор из Моск­вы, что­бы загла­дить вину перед пар­ти­ей. План пар­тий­цам при­шёл­ся по вку­су, и в 1958 году соору­же­ние построили.

Одна­ко когда про­ект был реа­ли­зо­ван на прак­ти­ке, он по какой-то при­чине не понра­вил­ся началь­ству, так что архи­тек­то­ра пере­ве­ли на дру­гую рабо­ту. Воз­мож­но, имен­но из-за это­го имя созда­те­ля пан­тео­на оста­лось нам неиз­вест­но. К сожа­ле­нию, вер­сия не име­ет дока­за­тельств и надёж­ных сви­де­тельств, она боль­ше похо­дит на город­скую легенду.

Глав­ный архи­тек­тор Волж­ско­го Еле­на Маха­е­ва при­зна­ла, что про­бле­мы с исто­ри­ей памят­ни­ка свя­за­на с отсут­стви­ем досто­вер­ных источ­ни­ков и свидетельств:

«20 лет назад клад­би­ще было закры­то, и ника­ких доку­мен­тов по пово­ду того, как воз­ник мор­ту­а­рий, кто его стро­ил и поче­му он ока­зал­ся закрыт, нет. Насколь­ко мне извест­но, он слу­жил для про­ве­де­ния обря­дов про­ща­ния. Увы, но ника­ких доку­мен­тов отно­си­тель­но это­го объ­ек­та не сохранилось».


Мортуарий нуждается в помощи

После закры­тия клад­би­ща судь­ба пан­тео­на нико­го осо­бо не вол­но­ва­ла. О нём попро­сту забы­ли, а в 90‑е годы архи­тек­тур­ное насле­дие горо­да вооб­ще не нахо­ди­лось в сфе­ре при­о­ри­те­тов. Судь­ба мор­ту­а­рия инте­ре­со­ва­ла раз­ве что энту­зи­а­стов и люби­те­лей город­ской истории.

Отсут­ствие финан­си­ро­ва­ния и долж­но­го ухо­да за памят­ни­ком при­ве­ло к печаль­ным послед­стви­ям: пан­те­он посте­пен­но раз­ру­ша­ет­ся. Отпа­да­ет шту­ка­тур­ка, появ­ля­ют­ся глу­бо­кие тре­щи­ны, гро­зя­щие обру­ше­ни­ем стен. Печаль­нее все­го, что место полю­би­ли ван­да­лы, кото­рые пери­о­ди­че­ски остав­ля­ют над­пи­си на сте­нах и ещё боль­ше пор­тят памят­ник. Мор­ту­а­рий не охра­ня­ет­ся госу­дар­ством. Прав­да, в 2020 году ему при­сво­и­ли ста­тус «памят­ник гра­до­стро­и­тель­ства и архи­тек­ту­ры», одна­ко это реше­ние не даёт воз­мож­но­сти полу­чить финан­си­ро­ва­ние на реставрацию.

В 2016 году появи­лась новость, что ста­рое клад­би­ще и мор­ту­а­рий выку­пи­ло волж­ское риту­аль­ное пред­при­я­тие «Память». Пред­ста­ви­те­ли этой орга­ни­за­ции обе­ща­ли вос­ста­но­вить памят­ник, но на сего­дняш­ний день зда­ние оста­ёт­ся в преж­нем состо­я­нии, нет ника­ких ново­стей о рестав­ра­ци­он­ных рабо­тах. К сожа­ле­нию, уни­каль­ное архи­тек­тур­ное соору­же­ние может окон­ча­тель­но уйти в небытие.


Читай­те так­же «„Связь гер­ман­ско­го мили­та­риз­ма с фило­со­фи­ей Кан­та“: о про­па­ган­де в Первую миро­вую»

Вышел первый выпуск нового сезона подкаста «Родина слонов»

Олег Добровольский. Обложка подкаста (фрагмент).
Олег Доб­ро­воль­ский. Облож­ка под­ка­ста (фраг­мент).

Опуб­ли­ко­ван пер­вый выпуск ново­го сезо­на исто­ри­че­ско­го под­ка­ста «Роди­на сло­нов». Он посвя­щён Юрию Кнорозову.

«Роди­на сло­нов» — под­каст, посвя­щён­ный исто­ри­че­ский нау­ке. В каж­дом выпус­ке жур­на­лист Миха­ил Родин обща­ет­ся с исто­ри­ка­ми, антро­по­ло­га­ми, линг­ви­ста­ми о раз­ных сюже­тах исто­рии, исто­ри­че­ских дис­ци­пли­нах, новых наход­ках и дан­ных. Сре­ди уже осве­щён­ных тем Торг­син, архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния в раз­ных кон­цах све­та, и не только.

Пер­вый выпуск ново­го сезо­на посвя­щён май­я­ни­сту Юрию Кнорозову:

«Одна­жды моло­дой совет­ский исто­рик заявил, что он нашёл ключ к тек­стам майя, ключ к две­рям исто­рии целой циви­ли­за­ции, рис­ко­вав­шей сги­нуть в забве­нии. Но… ему никто не поверил».

Слу­шай­те «Роди­ну сло­нов» во ВКон­так­те и дру­гих платформах



Читай­те так­же наш мате­ри­ал о Юрии Кно­ро­зо­ве Дешиф­ров­щик пись­мен­но­сти майя Юрий Кно­ро­зов. Как совет­ский учё­ный «открыл Америку»?

На сопках Маньчжурии: ХХ век начинается!

Куль­ту­ра песен суще­ству­ет испо­кон веков. Одна­ко на про­тя­же­нии боль­шей части исто­рии услы­шать их мож­но было лишь в живом испол­не­нии. Ситу­а­ция рез­ко меня­ет­ся, когда во вто­рой поло­вине XIX века появ­ля­ют­ся тех­но­ло­гии зву­ко­пе­ре­да­чи. В 1887 году созда­но самое узна­ва­е­мое из подоб­ных устройств: Эмиль Бер­ли­нер патен­ту­ет грам­мо­фон, для вос­про­из­вод­ства музы­ки на кото­ром впер­вые были пред­ло­же­ны дис­ко­вые пластинки.

Это изоб­ре­те­ние пере­вер­ну­ло мир музы­ки, поро­див целую инду­стрию. Теперь, что­бы услы­шать полю­бив­ший­ся мотив (в испол­не­нии про­фес­си­о­наль­но­го пев­ца или музы­кан­та), даже не нуж­но было выхо­дить из дома! Это же при­ве­ло к ситу­а­ции, когда пес­ня мог­ла ради­каль­но отде­лить­ся от авто­ра и обре­сти свою, совер­шен­но неза­ви­си­мую историю.

Вальс «На соп­ках Мань­чжу­рии» в этом отно­ше­нии снис­кал поис­ти­не уни­каль­ную судь­бу. Пес­ня при­об­ре­ла попу­ляр­ность в крат­чай­шие сро­ки — не в послед­нюю оче­редь бла­го­да­ря рево­лю­ции ана­ло­го­вых про­иг­ры­ва­те­лей. Она же надол­го пере­жи­ла импе­рию, в кото­рой появи­лась на свет, и даже полю­би­лась слу­ша­те­лям в Совет­ском Сою­зе, чем дале­ко не каж­дый доре­во­лю­ци­он­ный хит мог похвастаться.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет исто­рию пес­ни, кото­рая про­шла через три вой­ны, а после обре­ла новую жизнь бла­го­да­ря филь­мам, в кото­рых использовалась.


Технологии в музыке и эрозия элитарности

Рубеж XIX–XX веков ока­зал­ся богат на тех­ни­че­ские нова­ции, навсе­гда изме­нив­шие нашу жизнь. Музы­ка ста­ла гораз­до бли­же к слу­ша­те­лям и в виде грам­мо­фон­ных пла­сти­нок при­шла в каж­дый дом, впер­вые попа­дая из пуб­лич­но­го про­стран­ства в частное.

«Бум зву­ко­за­пи­си» пре­вра­тил автор­ское музи­ци­ро­ва­ние в досто­я­ние масс, в то вре­мя как рань­ше про­фес­си­о­наль­ное испол­не­ние мож­но было услы­шать толь­ко вжи­вую — на спе­ци­аль­ных меро­при­я­ти­ях и свет­ских рау­тах. Он же сде­лал обще­ние чело­ве­ка с ком­по­зи­ци­ей более интим­ным, то есть лич­ным и близким.

Это при­ве­ло к тому, что преж­ние барье­ры меж­ду про­из­ве­де­ни­ем и слу­ша­те­лем ока­за­лись слом­ле­ны, их вза­и­мо­от­но­ше­ния при­об­ре­ли небы­ва­лую преж­де «воль­ность». Тех­но­ло­ги­че­ская рево­лю­ция поро­ди­ла фено­мен, прак­ти­че­ски невоз­мож­ный ранее: пес­ни автор­ско­го, про­фес­си­о­наль­но­го сочи­не­ния, ухо­дя в мас­сы, с тече­ни­ем вре­ме­ни теря­ли связь со сво­им твор­цом, обре­тая репу­та­цию «народ­ных». Про­ис­хо­ди­ла насто­я­щая «смерть авто­ра» по Рола­ну Бар­ту (хотя сама кон­цеп­ция появит­ся на свет лишь в 1960‑х годах): созда­тель терял вся­кую власть над тво­ре­ни­ем, оно жило и транс­фор­ми­ро­ва­лось неза­ви­си­мо от его желания.

Совсем недав­но медиа вспо­ми­на­ли подоб­ный при­мер: пес­ню «Губы ока­ян­ные» из кино­лен­ты «Пять вече­ров» (1978 года) напи­сал Юлий Ким, но мно­гие счи­та­ют её народ­ной, хотя на деле это не так. Похо­жая исто­рия про­изо­шла и с валь­сом «На соп­ках Мань­чжу­рии»: он име­ет и авто­ра слов, и авто­ра музы­ки. Но память о них стёр­лась, а сло­ва пес­ни, ухо­дя в мас­сы, меня­лись, рож­да­лись всё новые вари­а­ции. Тех­но­ло­ги­че­ская мощь зву­ко­вой транс­ля­ции и кино вытес­ня­ют память о сочи­ни­те­лях, не остав­ля­ют для них места. С дру­гой сто­ро­ны, имен­но так искус­ство теря­ет эли­тар­ный апломб и ста­но­вит­ся бли­же ко всем и каждому.

Сам вальс появил­ся на свет по горя­чим сле­дам Рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 годов. Сын отстав­но­го унтер-офи­це­ра Илья Шатров сра­жал­ся в Мань­чжу­рии в соста­ве 214-го Мок­шан­ско­го пехот­но­го пол­ка. Его опре­де­ли­ли в пол­ко­вой оркестр дири­жё­ром: моло­дой чело­век был хоро­шо обу­чен игре на музы­каль­ных инстру­мен­тах и имел иде­аль­ный слух. Твор­че­ский кол­лек­тив часто сопро­вож­дал контр­ата­ки под­бад­ри­ва­ю­щи­ми маршами.

Но вой­на не щади­ла нико­го. За год бата­лий поте­ри мок­шан­цев ока­за­лись поис­ти­не гран­ди­оз­ны­ми: погиб­ло 2339 чело­век, при­мер­но поло­ви­на пол­ка. В память об усоп­ших това­ри­щах уже после вой­ны, в 1906 году, Шатров пишет минор­ный вальс.

Автор музы­ки Илья Шатров

Волны популярности, циклы перерождений

После вой­ны полк Шатро­ва был направ­лен в Сама­ру, где в 1908 году духо­вой оркестр впер­вые испол­нил ком­по­зи­цию под назва­ни­ем «Мок­шан­ский полк на соп­ках Мань­чжу­рии». Совре­мен­ни­ки вспо­ми­на­ли, что вальс тогда был вос­при­нят слу­ша­те­ля­ми весь­ма про­хлад­но — кста­ти, пока это была толь­ко мело­дия, без слов. Но настро­е­ния пуб­ли­ки ока­за­лись непо­сто­ян­ны­ми: про­из­ве­де­ние быст­ро набра­ло попу­ляр­ность по всей стране.

Вальс игра­ли в пар­ках, в скве­рах, на кон­цер­тах. Вско­ре поэт-реа­лист Ски­та­лец (Пётр Сте­па­нов) напи­шет сти­хи на музы­ку Ильи Шатрова.

«Пла­чет отец,
Пла­чет жена молодая,
Пла­чет вся Русь, как один человек,
Злой рок судь­бы проклиная».

Эти сло­ва мож­но счи­тать ори­ги­наль­ны­ми. Но музы­ка так быст­ро ушла в народ, что тут же появи­лось мно­же­ство новых вари­а­ций тек­ста на один и тот же мотив.

Вальс наби­рал попу­ляр­ность и узна­ва­е­мость неви­дан­ны­ми преж­де тем­па­ми, и не в послед­нюю оче­редь это было свя­за­но с при­ме­не­ни­ем новой тех­ни­ки. Грам­мо­фон­ные пла­стин­ки с ним про­да­ва­лись огром­ны­ми тира­жа­ми. Ноты пере­из­да­ва­лись 82 раза, а фир­ма «Сине­ра» выпу­сти­ла 15 тысяч экзем­пля­ров пла­сти­нок с запи­сью вальса.

Теперь одну и ту же пес­ню мог­ли одно­вре­мен­но про­слу­ши­вать тыся­чи чело­век по всей стране. Так она посте­пен­но обре­ла ста­тус «народ­ной»: ста­ло казать­ся, что она суще­ство­ва­ла всегда.

«Яблоч­ко» доре­во­лю­ци­он­ной грам­мо­фон­ной пла­стин­ки с про­из­ве­де­ни­ем Ильи Шатрова

С нача­лом Пер­вой миро­вой вой­ны вальс, уже проч­но спа­ян­ный с тек­стом, пере­жи­ва­ет новую вол­ну попу­ляр­но­сти. Его испол­ня­ют в ста­рей­ших теат­рах стра­ны, заду­шев­ные сло­ва поют в сол­дат­ских око­пах. При­жиз­нен­но при­знан­ный мэтр Фёдор Шаля­пин добав­ля­ет пес­ню в свой репертуар.

Одна­ко после Октябрь­ской рево­лю­ции попу­ляр­ность валь­са в Рос­сии быст­ро схо­дит на нет. Поли­ти­ка «куль­тур­ной рево­лю­ции» в моло­дой Стране Сове­тов пред­по­ла­га­ла апри­ор­ную враж­деб­ность к насле­дию Рос­сий­ской импе­рии. Испол­не­ние «ста­ро­ре­жим­ных» песен мог­ло вызвать косые взгля­ды и обви­не­ния в «мещан­стве».

Центр тяже­сти доре­во­лю­ци­он­ной куль­ту­ры сме­стил­ся из стра­ны за её пре­де­лы: в эми­гра­ции вальс про­дол­жа­ли пом­нить, испол­нять и любить. Быв­шие жите­ли импе­рии стре­ми­лись мак­си­маль­но сохра­нить и про­длить жизнь «ста­рой» тра­ди­ции. Уез­жая из Рос­сии, мно­гие интел­ли­ген­ты ста­ра­лись пере­пра­вить на Запад кни­ги или цен­но­сти искус­ства, спа­сая послед­ние от уни­что­же­ния в огне Граж­дан­ской войны.

К тому же быст­ро выяс­ни­лось, что эми­гран­ты в Евро­пе и в Аме­ри­ке ока­за­лись чужи­ми: их финан­со­вые дела при­хо­ди­ли в упа­док, а достой­ный зара­бо­ток най­ти не все­гда уда­ва­лось. В этих усло­ви­ях род­ная куль­ту­ра помо­га­ла сохра­нить досто­ин­ство и иден­тич­ность, под­дер­жи­вая в годи­ну невзгод.

Эми­грант­ская пла­стин­ка с запи­сью валь­са. Париж. 1927 год

Так, «На соп­ках Мань­чжу­рии» часто испол­нял­ся попу­ляр­ным эми­грант­ским пев­цом Пет­ром Лещен­ко (1898–1954). Он давал кон­цер­ты в Румы­нии и При­бал­ти­ке, рабо­тая на ауди­то­рию поки­нув­ших роди­ну пат­ри­о­тов. Репер­ту­ар его состо­ял пре­иму­ще­ствен­но из песен, кото­рые были извест­ны в нашей стране до революции.

К фина­лу Вто­рой миро­вой вой­ны вальс неожи­дан­но вер­нул­ся в Совет­ский Союз. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют ста­лин­ский пери­од вре­ме­нем «рус­ско­го» и даже «импер­ско­го» ренес­сан­са: в армию вер­ну­ли мар­шаль­ские зва­ния, пет­ли­цы на воен­ной фор­ме заме­ни­ли на более при­выч­ные пого­ны. Не обо­шла эта тен­ден­ция и куль­тур­ную жизнь.

В свя­зи с новым поли­ти­че­ским и соци­аль­ным «зака­зом» на пат­ри­о­ти­че­ские сим­во­лы, ком­по­зи­цию ста­ли часто ста­вить на радио в момент, когда совет­ская армия в 1945 году вела Мань­чжур­скую опе­ра­цию про­тив Япо­нии. Конеч­но, сам текст при этом не мог оста­вать­ся доре­во­лю­ци­он­ным. Сло­ва для «ново­го зву­ча­ния» пес­ни пишут поэт-фрон­то­вик Павел Шубин и Алек­сей Машистов.

Так свер­ши­лась оче­ред­ная «смерть авто­ра», а пес­ня, наобо­рот, пре­тер­пе­ла «вто­рое рож­де­ние», снис­кав сим­па­тии слу­ша­те­лей уже не в импе­рии, а в СССР. Её испол­ня­ли на кон­цер­тах по всей стране, в том чис­ле такие мэт­ры, как Иван Коз­лов­ский, Лео­нид Утё­сов, Люд­ми­ла Зыки­на. Но даже на этом исто­рия валь­са отнюдь не закон­чи­лась: пере­жив оче­ред­ную вой­ну, он про­дол­жал поко­рять серд­ца и в мир­ное время.


Со сцены — на экран

В эпо­ху застоя, мно­го поз­же гло­баль­ных воен­ных потря­се­ний, совет­ские режис­сё­ры актив­но исполь­зу­ют «На соп­ках Мань­чжу­рии» в сво­их кино­лен­тах. Оче­ред­ной виток попу­ляр­но­сти песне при­нес­ла её вновь пере­де­лан­ная вер­сия, испол­нен­ная в вышед­шем в 1977 году филь­ме «Слу­жеб­ный роман».

Спе­тая Андре­ем Мяг­ко­вым (в роли Анто­на Ново­сель­це­ва) частуш­ка поро­ди­ла мощ­ную реак­цию «сни­зу»: в наро­де ста­ли появ­лять­ся мно­го­чис­лен­ные шуточ­ные вари­а­ции слов на всем извест­ный мотив. Сей­час в интер­не­те мож­но най­ти сот­ни подоб­ных юмо­ри­сти­че­ских версий.

В 1979 году попу­ляр­ную мело­дию (без слов) исполь­зу­ет Ста­ни­слав Гово­ру­хин в зна­ме­ни­том мини-сери­а­ле «Место встре­чи изме­нить нель­зя». Она зву­чит в сцене, где опе­ра­тив­ни­ки выпол­ня­ют зада­ние на Чистых пру­дах. Не забы­ли про вальс даже в 1990‑е годы. В 18‑й серии куль­то­во­го «Ну, пого­ди!» волк, поскольз­нув­шись в полё­те, тан­цу­ет с беге­мо­том под музы­ку Ильи Шатрова.

Пост­со­вет­ские режис­сё­ры тоже часто исполь­зу­ют «На соп­ках Мань­чжу­рии» в сво­их кар­ти­нах. Пес­ню мож­но услы­шать в теле­се­ри­а­ле «Дивер­сант» 2004 года, в филь­ме Сер­гея Бод­ро­ва «Кав­каз­ский плен­ник», в совсем све­жей лен­те «Брест­ская крепость».

Вышед­ший в 2013 году био­гра­фи­че­ский теле­про­ект «Пётр Лещен­ко. Всё, что было…» име­ет осо­бую струк­ту­ру повест­во­ва­ния: каж­дая задей­ство­ван­ная в нём пес­ня ста­но­вит­ся смыс­ло­вым стерж­нем сюже­та отдель­ной серии. Вто­рой эпи­зод как раз выстро­ен вокруг испол­не­ния в 1917 году начи­на­ю­щим пев­цом извест­но­го вальса.

В насто­я­щее вре­мя «На соп­ках Мань­чжу­рии» без тру­да мож­но отыс­кать на любой стри­мин­го­вой пло­щад­ке, при­чём в десят­ках вари­а­ций: от испол­не­ния а капел­ла до хоро­во­го, от Ива­на Коз­лов­ско­го до Дмит­рия Хворостовского.

Лег­ко запо­ми­на­ю­щий­ся мотив сде­лал пес­ню извест­ной, а свер­шив­ший­ся в ХХ веке бум тех­но­ло­гий рас­тя­нул её попу­ляр­ность на целый век. Её сло­ва меня­лись как спон­тан­но, так и в уго­ду конъ­юнк­ту­ре, но неиз­мен­но сохра­ня­лось глав­ное — заду­шев­ная музы­ка, кото­рая живёт в куль­тур­ной памя­ти и поныне.


Читай­те так­же «Нача­ло совет­ско­го джа­за. Пер­вые джаз-бан­ды, попу­ляр­ность и кри­ти­ка».

Открытое интервью с кураторами выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930‑х» в Музее Москвы

Публичная дискуссия об изменениях жизни и образа горожанки в первые десятилетия советской власти.

VATNIKSTAN проведёт паблик-ток «Историческая проза сегодня»

Публичная лекция при участии Евгения Норина, Сергея Петрова и Владимира Коваленко.

В Музее Москвы пройдёт лекция о Юрие Гагарине

Лекция о становлении легенды Юрия Гагарина.

В Москве началась книжная ярмарка «non/fictioNвесна»

Лучшее из художественной, научной и научно-популярной литературы — на большом книжном мероприятии.