Музыкальные итоги 2023 года. Любимые релизы авторов VATNIKSTAN

Музы­ка — неотъ­ем­ле­мая часть наше­го про­ек­та. VATNIKSTAN пишет о музы­каль­ных собы­ти­ях про­шло­го и совре­мен­но­сти, дела­ет интер­вью с арти­ста­ми и даёт выска­зы­вать­ся испол­ни­те­лям на стра­ни­цах сай­та. Мы попро­си­ли авто­ров поде­лить­ся рели­за­ми, кото­рые пора­до­ва­ли или разо­ча­ро­ва­ли в ухо­дя­щем году. 2023‑й для нас — это экс­пе­ри­мен­ты со сти­ля­ми, новая шко­ла рэпа, све­жие рели­зы неста­ре­ю­щих клас­си­ков, реста­ври­ро­ван­ные аль­бо­мы 1980–1990‑х годов, лоу-фай­ные запи­си из пап­ки mp3 фанат­ской моди­фи­ка­ции GTA и мно­гое другое.


Сергей Лунёв, основатель VATNIKSTAN

Легаль­ная «Прав­да». Мас­со­вая боль­ше­вист­ская газе­та в 1912–1914 годы
Как Рос­сия всту­пи­ла в Первую миро­вую вой­ну. Власть, прес­са, общество
Где читать ста­рые газе­ты и жур­на­лы в интернете

Пере­учёт — Семей­ный альбом

Глав­ный рус­ско­языч­ный артист и, как водит­ся, ино­агент Окси­ми­рон выпу­стил экс­пе­ри­мен­таль­ную рок-пла­стин­ку. Полу­чи­лось опти­ми­стич­но и ярко.


Давид Домкратов

Кирил­ли­ца: алфа­вит Децла
Ой! в Рос­сии: пять глав­ных групп оте­че­ствен­но­го ой-панка
Десять важ­ных песен южно­рос­сий­ско­го рэпа

Посев

Нако­нец-то вышли пер­вые запи­си про­ек­та Его­ра Лето­ва, о кото­рых фана­ты «Граж­дан­ской обо­ро­ны» зна­ли, но уже не наде­я­лись услы­шать. Почти 40 лет четы­ре боби­ны лежа­ли на пол­ке на «ГрОб рекордс», и вот вдо­ва Лето­ва и послед­няя басист­ка «ГО» Ната­лья Чума­ко­ва отре­ста­ври­ро­ва­ла и оциф­ро­ва­ла завет­ную плёнку.

Аль­бо­мы «Вся­кие кар­тин­ки», «Смерч. Лет­ние запи­си» и «Дождь в казар­ме» — это ско­рее джем-сей­ше­ны Лето­ва и его тогдаш­них еди­но­мыш­лен­ни­ков Евге­ния Дее­ва и Андрея Бабен­ко. Более позд­ний Reggae, Punk & Rock’n’Roll по духу бли­зок к пер­вым запи­сям «Граж­дан­ской обороны».

Аль­бо­мы пред­став­ля­ют цен­ность для гро­бо­ма­нов со ста­жем, нео­фи­там не сове­тую начи­нать зна­ко­мить­ся с твор­че­ством Его­ра с «Посе­ва». Неко­то­рые пес­ни и обра­зы Летов поз­же пере­ра­бо­тал для «ГО», но мате­ри­ал бли­же к хип­пи-року 1960–1970‑х годов (кото­рый Игорь Фёдо­ро­вич любил), чем к пан­ку. Егор не хотел изда­вать ран­ние запи­си и опи­сы­вал их так:

«Вме­сто удар­ных — порт­фе­ли, чемо­да­ны, короб­ки и про­чая ***** [хер­ня]. Запись 1984 года. Дет­ский лепет. Стыд и срам».

Одна­ко «Посев» пока­зы­ва­ет нам, отку­да взя­лись все эти «шаман­ские» завы­ва­ния, неза­тей­ли­вые соло, домаш­ний звук «ГрОб рекордс» и про­чие фир­мен­ные фиш­ки. Из необыч­но­го — непри­выч­но высо­кий вокал и «коша­чьи» вопли Его­ра (не зря он любил кошек).

Каж­дый год опыт­ные лето­во­ве­ды дума­ют, что всё выпу­ще­но и моза­и­ка «ГО» пол­но­стью собра­на, одна­ко появ­ля­ют­ся новые дета­ли. Что ж, будем ждать обна­ро­до­ва­ния запи­сей про­ек­та «Западъ», кото­рый был до «Посе­ва».





Bad Balance

Ещё один при­вет из про­шло­го. На пер­вом аль­бо­ме Bad B. «Выше зако­на» 1992 года было ука­за­но, что это­му рели­зу пред­ше­ство­ва­ла запись 1989 года (по дру­гим дан­ным, 1990-го), кото­рую груп­па зако­па­ла в Ленин­гра­де. В 2008‑м лидер Bad Balance ШеFF, он же Влад Валов, выко­пал кас­се­ту, и на её осно­ве кол­лек­тив запи­сал аль­бом «Семе­ро одно­го не ждут» (2009).

Мно­гие рэпе­ры не вери­ли в то, что Bad B. дей­стви­тель­но похо­ро­ни­ли кас­се­ту с пер­вы­ми запи­ся­ми: Валов все­гда сла­вил­ся любо­вью к мифо­твор­че­ству. Да и к «Выше зако­на» были пре­тен­зии — офи­ци­аль­но релиз вышел лишь в 1998 году. Тек­сты в «Семе­ро одно­го не ждут» выгля­де­ли как мему­а­ры о дав­но про­шед­ших днях, что тоже вызы­ва­ло вопро­сы. Инстру­мен­та­лы были сде­ла­ны с нуля, хотя участ­ник груп­пы Al Solo сти­ли­зо­вал биты под брейк-музы­ку 1980‑х годов.

В 2011 году в Сети появи­лось видео 1991 года, где Bad Balance запи­сы­ва­ют пес­ни на сту­дии «Форум» в Петер­бур­ге. Одна­ко вошла ли эта сес­сия в какие-то аль­бо­мы груп­пы, уста­но­вить сложно.

В 2023 году чело­век, поже­лав­ший остать­ся неиз­вест­ным, пере­дал две запи­си Bad Balance рэп-архи­ва­ри­усу Сер­гею Поли­зею — «Семе­ро одно­го не ждут» 1991 года и «Питер­ский рэп» 1992 года.

Ори­ги­наль­ный аль­бом «Семе­ро одно­го не ждут» похож на музы­каль­ное ради­о­шоу. Меж­ду пес­ня­ми идут ски­ты, но они боль­ше напо­ми­на­ют сцен­ки из само­де­я­тель­но­сти. Забав­но зву­чат дет­ские голо­са ШеFFа и Михея, хотя, воз­мож­но, это про­сто из-за ско­ро­сти нека­че­ствен­ной записи.

«Питер­ский рэп» зву­чит как демо­вер­сия аль­бо­ма «Выше зако­на», толь­ко пес­ни в дру­гом поряд­ке и пло­хом каче­стве. Сто­ит заме­тить, что в «Семе­ро одно­го не ждут» вхо­дят те же пес­ни, но отли­ча­ют­ся инстру­мен­та­лы и исполнение.

Тем не менее одна из тайн рус­ско­го рэпа прак­ти­че­ски раз­га­да­на: теперь мы почти навер­ня­ка зна­ем, что кас­се­ты Bad Balance име­ли ход с нача­ла 1990‑х годов.


Лео­нид Фёдо­ров — Пись­ма Б. В.

У лиде­ра «Аук­цЫ­о­на» Лео­ни­да Фёдо­ро­ва все аль­бо­мы необыч­ные, но этот — осо­бен­но: музы­кант запи­сал спо­кен-ворд релиз. В нём толь­ко две пес­ни: пер­вая «Гие­ны, львы и носо­ро­ги» и послед­няя «Звез­да». Меж­ду ними — восемь тре­ков, состо­я­щих из аван­гард­ной музы­ки, отрыв­ков чужих ком­по­зи­ций, шумов и писем Бори­са Вик­то­ро­ва (род. 1934), пасын­ка поэта-обэ­ри­ута Алек­сандра Вве­ден­ско­го. Тек­сты зачи­ты­ва­ет не Фёдоров.

Борис Алек­сан­дро­вич рас­ска­зы­ва­ет «Лёнеч­ке и Лидоч­ке» о жиз­ни в совре­мен­ном Харь­ко­ве и семей­ных тра­ге­ди­ях: нача­ле бое­вых дей­ствий, эми­гра­ции доче­ри и внуч­ки, смер­ти жены… Вик­то­ров вспо­ми­на­ет, как позна­ко­мил­ся с супру­гой, пере­жи­ва­ет о людях, попа­да­ю­щих под обстре­лы, спра­ши­ва­ет, есть ли у Фёдо­ро­вых работа.

Про­ци­ти­рую сибир­ско­го музы­кан­та Оле­га «Мана­ге­ра» Суда­ко­ва (экс-«Гражданская обо­ро­на», «Ком­му­низм», «Роди­на»), на стра­ни­це кото­ро­го я и узнал о «Пись­мах»:

«Ску­пые сло­ва о кош­ма­ре, а в них — и жизнь, и слё­зы, и любовь. И выдерж­ка чело­ве­ка под огнём…»



Виктория Мокина

Дом­ра­бот­ни­цы в дово­ен­ном СССР. Как «бур­жу­аз­ная» про­фес­сия ста­ла соци­аль­ным лиф­том для жен­щин в про­ле­тар­ской стране
Десять совет­ских мульт­филь­мов о кос­мо­се и пришельцах
Анти­се­ми­тизм в после­во­ен­ном СССР

Под­во­дить ито­ги года, пока «без­вре­ме­нье» и «длит­ся фев­раль», труд­но, но пару рели­зов отмечу.

Пер­вый — это EP «Гроз­дья гне­ва» Shortparis. Очень бой­кий аль­бом, в кото­ром мно­го акту­аль­но­сти, иро­нии (в том чис­ле «само») и юмо­ра на гра­ни. Было бы песен чуть боль­ше, аль­бом уто­мил бы, но за пять ком­по­зи­ций он про­сто не успе­ва­ет, хотя экс­прес­сия зашка­ли­ва­ет. Судя по знач­ку в «Яндекс Музы­ке», поль­зо­ва­те­ли чаще все­го слу­ша­ют пря­мо­ли­ней­ный трек «Гроз­дья гне­ва», но мой фаво­рит — чуть более тон­кая «Бра­зи­лия».

Вто­рой релиз, о кото­ром хочет­ся рас­ска­зать, — клип Сте­рео­по­ли­ны «Калей­до­скоп». Вышед­шее глу­бо­кой тём­ной осе­нью видео на четы­ре мину­ты отправ­ля­ет зри­те­лей куда-то дале­ко: в про­шлое, в лето или в совет­скую сказ­ку про гостью из буду­ще­го. Пес­ня и клип — обра­зец отлич­но­го оте­че­ствен­но­го ретро­вей­ва, кото­рый все­гда про­пи­тан носталь­ги­ей по 80‑м и 90‑м (кото­рую моло­дые арти­сты, кажет­ся, всё-таки не закла­ды­ва­ют спе­ци­аль­но). И хотя этот жанр во мно­гом себя поис­тра­тил, а открыть в нём что-то новое невоз­мож­но, каче­ствен­но сде­лан­ные образ­цы слу­шать весь­ма приятно.

«Калей­до­скоп» пред­став­ля­ет неж­ную и лири­че­скую сто­ро­ну твор­че­ства Сте­рео­по­ли­ны, но вооб­ще у неё есть и «тём­ная» — послу­шай­те «Я сам не свой» из послед­не­го и «Пье­ро» из раннего.


Святослав Гриценко

«Ниче­го не бой­ся, я с тобой» — мюзикл в виде аль­бо­ма. Поп­со­во, но про­фес­си­о­наль­но. Цепляет.


Анна Бородкина

«Анна Каре­ни­на» и мода 1870‑х годов
Вре­мя пере­мен: воен­ная фор­ма РККА 1940—1945 годов
«Коре­на­стый, в кеп­ке». Как оде­вал­ся Ленин

2023 год стал для меня в первую оче­редь годом откры­тия рус­ско­го рока. Во вто­рую оче­редь — раз­но­маст­но­го пан­ка, в тре­тью — зару­беж­но­го дис­ко 1970–1980‑х.

Год начал­ся с «Коро­ля и Шута» и Misfits, про­дол­жил­ся «Бри­гад­ным под­ря­дом», The Exploited и Дай­а­ной Росс, а закан­чи­ва­ет­ся где-то меж­ду Его­ром Лето­вым и CHIC. Кста­ти, Лето­ва мне рас­крыл под­каст «Он уви­дел солн­це», но это уже немно­го дру­гая история.

В этом году я слу­ша­ла не толь­ко «клас­си­ку», а ещё и ранее совсем незна­ко­мые мне вещи, напри­мер habibi funk (по назва­нию сбор­ни­ков). Горя­чо реко­мен­дую послу­шать тре­ки Ahl Jedba испол­ни­те­ля Fadoul, Badala Zamana певи­цы Zohra и Everything You Want арти­ста Rogér Fakhr, что­бы вдох­но­вить­ся восточ­ны­ми моти­ва­ми, пере­пле­тён­ны­ми с самой мод­ной музы­кой 1960–1970‑х годов.

Про разо­ча­ро­ва­ние: 90% арти­стов, кото­рых я слу­шаю, уже не выпус­ка­ют новые рели­зы. Поэто­му если уж меня и рас­стра­и­ва­ет что-то, то толь­ко постфактум.


Александр Велигодский

Фор­мей­шен 2.0: как «Лени­на Пакет» изме­ни­ли рус­ский андеграунд
Десять оте­че­ствен­ных филь­мов про курорты
Юлия Солн­це­ва. Жен­щи­на в тени мужа

Зан­ге­зи — Cabaret Cachemire и ЕР «Небо 1972»; БРАТДВА — ШТЫКНОЖ ДЛЯ ЩЕНКОВ

Для меня глав­ны­ми рели­за­ми 2023 года стал аль­бом Зан­ге­зи Cabaret Cachemire и ЕР «Небо 1972» — гло­ток све­же­го воз­ду­ха посре­ди новой вол­ны рус­ско­го репа. Артист, вынес­ший в псев­до­ним загла­вие пове­сти Вели­ми­ра Хлеб­ни­ко­ва, ста­вит себя в оппо­зи­цию совре­мен­но­му миру, соби­рая клю­че­вые обра­зы рус­ской куль­ту­ры послед­них деся­ти­ле­тий: от футу­ри­стов до Бала­ба­но­ва. Тек­сты песен напол­не­ны отсыл­ка­ми, но при этом не теря­ют того флек­са, кото­рый харак­те­рен для пред­ста­ви­те­лей жанра.

Разо­ча­ро­ва­ний в этом году не при­по­ми­наю. Воз­мож­но, рели­зы груп­пы «маку­ла­ту­ра». Но, кажет­ся, я про­сто пере­рос эту музыку.


Артём Гирик

От запре­та до вели­чия: поче­му «Исто­рия Аси Кля­чи­ной…» — гени­аль­ный фильм
Бале­ри­ны, каг­э­бист­ки и горе-спа­са­тель­ни­цы мира: рус­ские жен­щи­ны в нерус­ском кино
Три самых скан­даль­ных филь­ма Кирил­ла Серебренникова

Nas — Magic 3

Нью-йорк­ский король рэпа, регу­ляр­но будо­ра­жа­щий хип-хоп сце­ну со вре­мён эпо­халь­но­го аль­бо­ма Illmatic (1994), выпу­стил совер­шен­но маги­че­ский три­квел сбор­ни­ка Magic. Сде­лал свое­об­раз­ный пода­рок как фана­там, так и себе по слу­чаю 50-летия.

Nas — артист, кото­рый может на празд­но­ва­ние юби­лея позвать гран­ди­оз­ных музы­кан­тов Kendrick Lamar и Diddy, запи­сать фит с непре­взой­дён­ным Lil Wayne и всё рав­но быть для них всех доном Корлеоне.

Артист, кото­ро­му не нуж­но в каж­дом тре­ке воз­вы­шать себя и с пеной у рта дока­зы­вать соб­ствен­ное вели­чие. Артист, кото­рый уже тре­тий деся­ток игра­ет роль непо­ко­ле­би­мо­го Зев­са на Олим­пе хип-хопа. Артист, кото­рый вполне оправ­дан­но заявил в новом лонг­плее, что он ain’t gon’ never die.

Разо­ча­ро­ва­ние: Drake — For All The Dogs

Дриз­зи с каж­дой пла­стин­кой всё более упор­но и уны­ло пре­вра­ща­ет­ся из хоть и мейн­стри­мно­го, но тех­нич­но­го рэпе­ра в прес­но­го поп-испол­ни­те­ля с — давай­те уже при­зна­ем — не самы­ми неве­ро­ят­ны­ми вокаль­ны­ми дан­ны­ми. Да и тек­сты под стать, хотя, конеч­но, кана­дец нико­гда не отли­чал­ся поэ­ти­че­ски­ми способностями.

Без доволь­но ярких и эффект­ных кол­ла­бо­ра­ций новый аль­бом Drake ока­зал­ся бы совсем уж кислым.


Лена Ека

Биз­нес «Хри­ста ради»: про­фес­си­о­наль­ные нищие и бро­дя­ги доре­во­лю­ци­он­ной России
«Желез­ная бабуш­ка» Совет­ско­го Сою­за: какой на самом деле была Нина Хрущёва
«Вот так, кара­пу­зи­ки! Учи­тесь!»: секспро­свет от жур­на­лов Cool и Cool Girl

Из ново­го: PinkPantheress — Heaven knows (2023). Из не очень ново­го, но услы­шан­но­го толь­ко в этом году: Webinar™ — w w w . d e e p d i v e . c o m (2021), PrismCorp Virtual Enterprises — Home™ (2013), Disconscious — Hologram Plaza (2013)

PinkPantheress — носталь­ги­че­ский гибрид Destiny’s Child с j‑pop и даб­сте­пом в духе ран­них нуле­вых. Хотя её микс­тейп to hell with it (2021) мне понра­вил­ся боль­ше. Осталь­ные три (да-да, я нача­ла слу­шать vaporwave уже после того, как это пере­ста­ло быть мейн­стри­мом) — что-то вро­де зву­ков внеш­не­го мира, кото­рые слы­шишь как буд­то через тол­стое оде­я­ло, нахо­дясь в тём­ной ком­на­те с закры­той две­рью. Уми­ро­тво­ря­ет и созда­ёт ощу­ще­ние безопасности.


Разо­ча­ро­ва­ние: Weeknd — Dawn FM вышел в 2022‑м, но я послу­ша­ла его толь­ко в нача­ле 2023 года. В отли­чие от After Hours (2020), где я не про­пус­ка­ла ни одной пес­ни, здесь мне понра­ви­лось око­ло поло­ви­ны. Трек Less Than Zero — про­сто огонь.

Тэй­лор Свифт — взя­ла ран­дом­ный плей­лист с «луч­ши­ми» пес­ня­ми, так как захо­те­ла узнать, поче­му она так попу­ляр­на. Ни музы­ка, ни тек­сты не впе­чат­ли­ли — даже Cardigan, кото­рый мно­гие её поклон­ни­ки счи­та­ют чуть ли не музы­каль­ным шедев­ром. По-мое­му, ничем не отли­ча­ет­ся от музы­ки, кото­рая игра­ет в сете­вых мага­зи­нах одеж­ды типа почив­ше­го ныне H&M. Но о вку­сах не спо­рят. Ско­рее все­го, я про­сто ста­ро­ва­та для целе­вой ауди­то­рии певицы.


Глеб Колондо

Пере­пис­ка с октяб­ря­та­ми и рекла­ма порош­ка: чем зани­мал­ся Мой­до­дыр послед­ние 100 лет
Витя Мале­ев и бунт про­тив систе­мы: поче­му совет­ские школь­ные пове­сти инте­рес­но читать и сегодня
Бэт­мент, Модест и робот-попу­гай: пере­пись наше­го «Город­ка»

Самое инте­рес­ное, что я послу­шал в этом году, — это 32-мину­тый аудио­файл под назва­ни­ем bang, кото­рый лежал в пап­ке mp3, кото­рая лежа­ла в архи­ве с новой фанат­ской моди­фи­ка­ци­ей Tightened Thrice для игры Grand Theft Auto III. Кто-то (види­мо, автор моди­фи­ка­ции) запи­сал моно­тон­ным голо­сом в пло­хом каче­стве кавер-вер­сии извест­ных зару­беж­ных хитов, собрал их в один трек и доба­вил пере­бив­ки, как буд­то это радио­стан­ция под назва­ни­ем Bang.

Мне кажет­ся, что пес­ни Barbie Girl груп­пы Aqua, Amerika груп­пы Rammstein и дру­гие извест­ные вещи в вари­ан­те от Tightened Thrice зву­чат инте­рес­нее, чем в ори­ги­на­ле. В таком спо­со­бе ауди­о­за­пи­си есть две важ­ных шту­ки — покой и сво­бо­да. Эта запись напом­ни­ла мне аль­бом Hi, How Are You Дэни­е­ла Джон­сто­на и аль­бом «Элек­тро Т» груп­пы «Зву­ки Му». Хотя вро­де и не очень похо­же, но вот напомнила.

Я немно­го разо­ча­ро­ван, что в этом году было мало музы­ки от мое­го люби­мо­го совре­мен­но­го испол­ни­те­ля Алек­сандра Бян­ки­на (он же Бянк­си, он же Clown bits). Тем не менее с удо­воль­стви­ем посе­щал его живые выступ­ле­ния и пере­слу­ши­вал ста­рые запи­си — напри­мер, ком­по­зи­цию «Вова Анти­пов уехал в Витебск», посвя­щён­ную его това­ри­щу по теат­ру «Орга­низ­мы».


Клим Шавриков

Каре­лиЙ­оу: как рэп при­шёл на север
Филь­мы и сери­а­лы об оте­че­ствен­ных серий­ных убийцах
Три года «Вели­кой Фин­лян­дии». Фин­ская окку­па­ция Карелии

SALUKI — Wild Ea$t

Не фанат новой шко­лы хип-хопа, но этот аль­бом заце­пил. Инте­рес­ные биты, мно­же­ство неожи­дан­ных фитов, каж­дый трек как буд­то содер­жит в себе несколь­ко отдель­ных композиций.


Владимир Винников

Ниче­го кри­ми­наль­но­го. Исто­рия нетю­рем­ной тату­и­ров­ки в России

Синек­до­ха Мон­ток — Acume

Звук: сли­я­ние элек­трон­но-вычис­ли­тель­ных шай­тан-машин и сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра. Ощу­ще­ние при­мер­но как от слэ­ма под клас­си­че­скую музы­ку. Вне­зап­ные при­ли­вы чув­ства вели­чия гарантированы.

Тек­сты: спер­ва может пока­зать­ся, что тек­сты «Cинек­до­хи Мон­ток» — ран­дом­ный набор слов и смыс­лов, дове­дён­ные ино­гда до абсур­да, но в этом и есть боль­шая доля сти­ля. Каж­дая строч­ка настоль­ко сво­бод­на до интер­пре­та­ций, что если кто-то все­рьёз будет утвер­ждать что нашёл «пра­виль­ную» вер­сию, его мож­но будет сме­ло при­пи­сы­вать к «очень умным» не-таким-как-все.

Музы­ка Сав­вы Роза­но­ва все­гда была для меня чем-то бес­ко­неч­но кра­си­вым, вну­ша­ю­щим чув­ство доб­рой печа­ли. Но это не из той опе­ры, где испол­ни­тель бук­валь­но рас­ска­зы­ва­ет о том, как ему пло­хо, а всем вокруг хоро­шо, под уку­ле­ле или 808‑е биты. Это про то, что ты слы­шишь строч­ку: «Он дет­ство доста­ёт из жоп и тычет паль­цем в косо­гла­зых — чистое зло» и дума­ешь: «Боже, это прям обо мне».



Читай­те так­же «Луч­шие музы­каль­ные аль­бо­мы 2022 года»

Поделиться