«Советский экран» считался главным журналом в СССР, посвящённым кино. Издание, основанное в 1925 году под наименованием «Экран киногазеты», являлось официальным печатным органом Союза кинематографистов и Госкино СССР. Журнал под различными названиями просуществовал до 1998 года с перерывом в 16 лет, с 1941 по 1957 год.
Тираж издания в 1984 году составлял 1,9 миллиона экземпляров, в середине 1980‑х журнал выходил два раза в месяц. «Советский экран» проводил ежегодный опрос среди читателей: аудитория выбирала лучший фильм, лучшего актёра и лучшую актрису года. Победа в этом народном голосовании была огромной честью для кинодеятелей.
«Советский экран» был красочным иллюстрированным журналом. Особое внимание уделялось обложкам, куда помещались портреты главных советских звёзд. Представляем вам все обложки «Советского экрана» за 1986 год. Многие лица с обложек, конечно, вам знакомы, но есть и совершенно позабытые актёры.
Идея провести турнир с участием всех европейских сборных циркулировала в футбольных кругах давно. Руководитель французской федерации футбола Анри Делоне предлагал провести чемпионат Европы ещё в 1927 году. Однако тогда не было организационной структуры, которая бы взялась за проведение такого масштабного турнира, да и политическая обстановка 1930—1940 годов не способствовала каким-либо масштабным соревнованиям. К середине 1950 годов ситуация изменилась. В 1954 году стараниями всё того же Делоне появился Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и сразу же встал на повестку вопрос о проведении чемпионата Европы.
Дебаты вокруг чемпионата Европы были жаркие. Поначалу турнир задумывался как квалификация к чемпионату мира, но от этой идеи отказались. В итоге только в 1958 году была проведена жеребьёвка, финальная часть турнира была запланирована на лето 1960 года. Анри Делоне не дожил до этого момента. В 1955 году главного идеолога не стало, но имя Делоне увековечено на вручаемом на «Евро» трофее.
Чемпионат Европы по футболу первоначально назывался Кубком европейских наций и мало напоминал нынешнее «Евро». Из 25 стран, входящих в УЕФА, в турнире участвовали всего 17 команд. В основном под политическими предлогами в Кубке европейских наций отказались участвовать многие потенциальные фавориты: сборные Англии (и другие команды из Великобритании), Голландии и чемпионы мира-58 сборная ФРГ. Отказ этих сборных выступать на турнире был связан с нежеланием встречаться лишний раз с командами из социалистического блока.
Турнир проходил по кубковому формату, начиная с осени 1958 года. Каждый раунд до стадии полуфинала состоял из двух матчей (в гостях и дома). Из-за нечётного количества участников пришлось проводить квалификационный раунд за попадание в число участников. Посчастливилось чехословацкой сборной обыграть ирландцев. Полуфиналы и решающий матч «Евро» проходили по принципу «финала четырёх». Непосредственно Кубком европейский наций считается именно четыре матча, сыгранные во Франции.
Сборная Советского Союза к 1958 году была в числе безоговорочных фаворитов турнира. Это была опытная команда, обладавшая духом победителей. Главным тренером был Гавриил Качалин, ставший самым титулованным тренером сборных страны, он футболистов знал досконально: тренировал команду с небольшими перерывами с 1955 года. Ядро сборной составляли игроки, выигравшие под руководством Качалина Олимпиаду 1956 года, когда олимпийский турнир по футболу был действительно значимым соревнованием. Это были легендарные Яшин, Нетто, Симонян. Но в ходе отборочного турнира команда была усилена талантливой молодёжью; из московского «Торпедо» вызывалась связка Метревели — Иванов, «Динамо Тбилиси» представляли Месхи и Чонелия, а главным бомбардиром стал нападающий из ростовского СКА Виктор Понедельник. В распоряжении Качалина было феноменальное число талантов — и это при том, что главный полевой игрок поколения, настоящий русский бомбардир Эдуард Стрельцов уже как два года отбывал срок по весьма сомнительному обвинению.
Первым соперником команды Советского Союза в квалификации или в 1⁄8 чемпионата Европы были венгры. Ещё совсем недавно грозная сборная Венгрии, ведомая Ференцем Пушкашем, переживала смену поколений. Матчи 1⁄8 проходили в промежутком в календарный год. Первая игра, состоявшаяся 28 сентября 1958 года в Москве, завершалась со счётом 3:1, ответная встреча, прошедшая 27 сентября, прошла в более упорной борьбе. Советские футболисты благодаря точному удару Войнова праздновали минимульную победу.
Следующим соперником должна была стать сборная Испании.
Противостояние сборных Испании и СССР, первый матч которого был запланирован на 29 мая 1960 года, предвкушали. Жребий свёл две мощнейшие команды на стадии последнего квалификационного раунда перед Кубком во Франции. Это мог бы быть теневой финал. Ди Стефано против Яшина — это можно было заносить на афишу. Мадридский «Реал» доминировал в Европе на клубном уровне — соперник был опаснейший.
Добавляла значимости противостоянию политическая подоплёка. В Испании уже более 20 лет правил диктатор Франко. Полуфашистский режим, сформировавшейся после победы правых в гражданской войне в Испании, выстоял во время Второй мировой войны. Советский Союз был единственной европейской страной, которая поддержала на официальном уровне законное правительство Испании в годы гражданской войны. Многие испанцы нашли приют в Советском Союзе после победы Франко, а о роли советских добровольцев в гражданской войне в Испании можете почитать у нас на сайте. У Советского Союза не было дипломатических отношений с Испанией.
Руководители футбольной федерации Испании заверяли, что матчи со сборной Советского Союза состоятся — были отпечатаны программки и билеты. В Москву 19 мая даже отправился Эленио Эрреро, главный тренер испанцев. Он посетил товарищеский матч между командами СССР и Польши, завершившейся разгромом поляков со счётом 7:1. Поляки на стадии 1⁄8 были соперниками испанцев, испанцы одержали победу, но не столь блистательно, счёт по сумме двух встреч был 7:2 (4:2 и 3:0). Считается, что главный тренер лично отчитывался перед Франко. А Франко, узнав, что победа вовсе не гарантирована, запретил сборной приезжать в Москву. По всей видимости, испугался. Сборная Испании с советскими футболистами так и не сыграла в 1960 году. Испанцам присудили техническое поражение, а команда СССР отправилась во Францию для участия в Кубке европейских наций. Любопытно, что сборная СССР через четыре года сыграет со сборной Испании в финале следующего чемпионата Европы — в Мадриде на глазах у Франко советские футболисты проиграют с минимальным счётом.
Во Франции играли три команды Восточного блока (СССР, Югославия, Чехословакия) и хозяева турнира. Французы, несмотря на статус хозяев турнира, наряду с другими командами проходили квалификацию.
Первый матч команда Советского Союза проводила в Марселе против чехословаков. Это был давний хорошо изученный соперник. За два года до матча во Франции сборная Советского Союза обыграла без особого труда. Но команду Чехословакии не нужно было недооценивать. Блистали нападающий Властимил Бубник, который, как когда-то Всеволод Бобров, играл и в футбол, и в хоккей, и плеймейкер Йозеф Масопуст. Чехословаки громили 7:1 аргентинцев и обыгрывали сборную ФРГ, чемпиона мира.
Игра в первой половине встречи получилась равной. Спасали свои ворота и Яшин, и кипер соперников Шройф. Но на 35‑й минуте Валентин Иванов открыл счёт. Однако, по свидетельству Андрея Старостина, «исход борьбы продолжал оставаться загадочным». При равной борьбе важным стал фактор атлетической подготовки и выносливости. Именно это помогло одержать победу в полуфинале. Валентин Иванов сделал дубль, а точку в матче поставил Виктор Понедельник. Мячи были забиты на 58‑й и 64‑й минутах. Чехословаки не отыгрались. Но своего чехословаки добились позже: в матче за третье место они обыграли хозяев турнира французов и вернулись домой с бронзой.
Советские футболисты же отправились в Париж на финальный матч с югославами. Югославы в ходе настоящего триллера обыграли французов со счётом 5:4. Сборная Франции была ослаблена: травмы получили Жюст Фонтен и Раймон Копа, главные звёзды команды. Но всё равно переломить ход поединка против одной из сильнейших сборных Европы на чужом поле стоило дорогого. У югославов был сбалансированный состав с сильной защитой (даже несмотря на четыре мяча от французов) и опасными футболистами нападения. Интересно, что в символическую сборную всего турнира вошли три нападающих из Югославии — Галич, Шекуларац и Костич. При том, что Дражан Еркович, сделавший дубль в ворота французов, в эту сборную не попал.
Парижский финал проходил 10 июля. В интернете есть запись этого матча, начиная с 12‑й минуты. До 12‑й минуты произошёл один из сейвов Льва Яшина. Журналист Филатов из «Советского спорта» писал:
«Вот Костич вывел на удар Галича. Мощнейший выстрел в дальний от вратаря верхний угол. Яшин в изумительном прыжке кончиками пальцев перебрасывает мяч через перекладину».
После этого Яшину приходилось вступать в игру многократно: югославы владели инициативой и постоянно угрожали воротам команды Советского Союза. Но Лев Яшин был «хладнокровен», так определял манеру игры «чёрного паука» обозреватель журнала «Футбол» Григорий Пинаичев. Но даже старания Льва Яшина не смогли помешать югославом забить. Еркович воспользовался замешательством на фланге (советским игрокам показалось, что мяч ушёл в аут) и отдал точный пас на Галича. Гол в раздевалку, 1:0. Валентин Иванов впоследствии вспоминал, что первой половине ничего не получалось.
Во втором тайме советские футболисты принялись штурмовать ворота соперника. Уже на 49‑й минуте Метревели поспел на добивание после удара Бубукина и сравнял счёт. Второй тайм прошёл в обоюдоострой борьбе. Однако, по свидетельству европейской прессы, как уже было отмечено, одним из залогов успеха советских футболистов была их физическая подготовка. Когда соперник уставал, у советских футболистов открывалось второе дыхание. Матч СССР — Югославия неумолимо приближался к дополнительному времени. Яшин отбивал опасные удары Костича и Галича, уверенно играл на выходах. Югославский воротчик Видинич тоже хорош. Но на 112‑й минуте, уже во время второй части дополнительного времени, ростовчанин Виктор Понедельник головой замкнул навес Михаила Месхи. 2:1. Победа!
Главным творцом успеха сборной СССР заслуженно называли Льва Яшина. Уже к «Евро-1960» Лев Яшин считался одним из лучших вратарей мира. Победитель Олимпиады в Мельбурне, Яшин на своём высоком уровне провёл и в целом не очень удачный чемпионат мира 1958 года. О Яшине писали в восторженных тонах и в советской, и в иностранной прессе. Отечественные спортивные газеты относились с таким пиететом, что про забитые Льву Ивановича мячи писали так: «точный сильный удар в нижний угол не смог отразить даже Яшин». Это «даже Яшин» наилучшим образом отражает авторитет игрока.
Кубок европейских наций послужил доказательством того, что гипотеза о том, что Лев Яшин — лучший вратарь мира, верна. 30-летний голкипер подошёл к финальному турниру в блестящей форме, даже несмотря на обострение язвы желудка в 1959 году (некоторые исследователи считают, что Яшин мог вовсе завершить карьеру за сезон до «Евро»).
Яшин не был превосходным атлетом в смысле какой-то сумасшедшей физической подготовки. Лев Иванович признавался, что выкуривал полпачки сигарет в день, что совершенно расходится с представлением о спортивном образе жизни. Основным залогом своего успеха Яшин считал то, что он внимательно следил за соперниками. Например, перед матчем с югославами Яшин досконально изучил манеру игры нападающих соперника.
Лев Яшин был человеком остроумным. Например, он обронил такую фразу:
«Сильнее радости от того, что Юрий Гагарин совершил полёт в космосе, только то чувство, которое испытываешь после отражённого пенальти».
Лев Яшин после чемпионата Европы сыграл на нескольких крупных турнирах, неоднократно подтверждал свой статус и в 1963 году получил «Золотой мяч», но именно сезон 1960 года остался пиком карьеры мастера.
Великая Отечественная война нашла отражение во многих пластах советской культуры. Поэзия не стала исключением.
По просьбе VATNIKSTAN современный поэт Александр Скуба выбрал самые важные поэтические произведения, написанные в годы Великой Отечественной войны.
Борис Пастернак СТРАШНАЯ СКАЗКА
Всё переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Запомнится его обстрел.
Сполна зачтётся время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.
1941
Константин Симонов РОДИНА
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём березам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941
Анна Ахматова МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
23 февраля 1942, Ташкент
Михаил Исаковский 1943‑й ГОД
В землянках, в сумраке ночном,
На память нам придёт —
Как мы в дому своём родном
Встречали Новый год;
Как собирались заодно
У мирного стола,
Как много было нам дано
И света и тепла;
Как за столом, в кругу друзей,
Мы пили в добрый час
За счастье родины своей
И каждого из нас.
И кто подумал бы тогда,
Кто б вызнал наперед,
Что неминучая беда
Так скоро нас найдет?
Незваный гость вломился в дверь,
Разрушил кров родной.
И вот, друзья, мы здесь теперь —
Наедине с войной.
Кругом снега. Метель метёт.
Пустынно и темно…
В жестокой схватке этот год
Нам встретить суждено.
Он к нам придёт не в отчий дом,
Друзья мои, бойцы,
И всё ж его мы с вами ждём
И смотрим на часы.
И не в обиде будет он,
Коль встретим так, как есть,
Как нам велит войны закон
И наша с вами честь.
Мы встретим в грохоте боёв,
Взметающих снега,
И чашу смерти до краёв
Наполним для врага.
И вместо русского вина —
Так этому и быть! —
Мы эту чашу — всю, до дна —
Врага заставим пить.
И Гитлер больше пусть не ждёт
Домой солдат своих, —
Да будет сорок третий год
Последним годом их!
В лесах, в степях, при свете звёзд,
Под небом фронтовым,
Мы поднимаем этот тост
Оружьем боевым.
1942
Илья Эренбург * * *
Белеют мазанки. Хотели сжечь их,
Но не успели. Вечер. Дети. Смех.
Был бой за хутор, и один разведчик
Остался на снегу. Вдали от всех
Он как бы спит. Не бьётся больше сердце.
Он долго шёл — он к тем огням спешил.
И если не дано уйти от смерти,
Он, умирая, смерть опередил.
1943
Валентин Берестов * * *
Ей дали порядковый номер. Сполна,
По титулам называя,
Парадно её именуют — Война
Вторая Отечественная, Мировая.
И люди словно привыкли к ней,
Томясь повседневной бедой и славой,
Как ожиданием (столько дней!)
В вокзальной сумятице и суетне
Задерживающегося состава.
1943
Юлия Друнина * * *
Ко мне в окоп сквозь минные разрывы
Незваной гостьей забрела любовь.
Не знала я, что можно стать счастливой
У дымных сталинградских берегов.
Мои неповторимые рассветы!
Крутой разгон мальчишеских дорог!
…Опять горит обветренное лето,
Опять осколки падают у ног.
По-сталинградски падают осколки,
А я одна, наедине с судьбой.
Порою Вислу называю Волгой,
Но никого не спутаю с тобой!
1944
Дмитрий Кедрин ПЛЕННЫЕ
Шли пленные шагом усталым
Без шапок. В поту и в пыли
При всех орденах генералы
В колонне их — первыми шли.
О чём эти люди грустили?
Сбывался их сон наяву:
Без выстрела немцев пустили
В столицу России — Москву.
Здесь пленные лётчики были.
Искал их потупленный взгляд
Домов, что они разбомбили
Недавно — три года назад.
Но кровель нагретые скаты
Тянулись к июльским лучам,
И пленных глаза — виновато
Глядели в глаза москвичам.
Теперь их смешок был угодлив:
«Помиримся! Я не жесток!
Я дьявольски рад, что сегодня
Окончил поход на Восток!»
Простить их? Напрасные грёзы!
Священная ярость — жива!..
Их слёзы — те самые слёзы,
Которым не верит Москва!
У девушки в серой шинели
По милому сердце болит,
Бредя по московской панели,
Стучит костылем инвалид…
Ведь если б Восток их не встретил
Упорством своих контратак —
По солнечным улицам этим
Они проходили б не так!
Тогда б под немецкою лапой
Вот этот малыш умирал,
В московском отделе гестапо
Сидел бы вон тот генерал…
Но, смяты военною бурей,
Проварены в русском котле,
Они лишь толпою понурой
Прошли по московской земле.
За ними катились машины,
На камни струилась вода,
И солнца лучи осушили
Их пакостный след — навсегда.
22 июля 1944
Ольга Берггольц 27 ЯНВАРЯ 1945 ГОДА
…Сегодня праздник в городе. Сегодня
мы до утра, пожалуй, не уснем.
Так пусть же будет как бы новогодней
и эта ночь, и тосты за столом.
Мы в эту ночь не раз поднимем чаши
за дружбу незапятнанную нашу,
за горькое блокадное родство,
за тех, кто не забудет ничего.
И первый тост, воинственный и братский,
до капли, до последнего глотка, —
за вас, солдаты армий ленинградских,
осадою крещённые войска,
за вас, не дрогнувших перед проклятым
сплошным потоком стали и огня…
Бойцы Сорок второй, Пятьдесят пятой,
Второй Ударной, — слышите ль меня?
В далёких странах, за родной границей,
за сотни вёрст сегодня вы от нас.
Чужая вьюга хлещет в ваши лица,
чужие звёзды озаряют вас.
Но сердце наше — с вами. Мы едины,
мы неразрывны, как и год назад.
И вместе с вами подошёл к Берлину
и властно постучался Ленинград.
Так выше эту праздничную чашу
за дружбу незапятнанную нашу,
за кровное военное родство,
за тех, кто не забудет ничего…
А мы теперь с намёка, с полуслова
поймём друг друга и найдём всегда.
Так пусть рубец, почётный и суровый,
с души моей не сходит никогда.
Пускай душе вовеки не позволит
исполниться ничтожеством и злом,
животворящей, огненною болью
напомнит о пути её былом.
Пускай всё то же гордое терпенье
владеет нами ныне, как тогда,
когда свершаем подвиг возрожденья,
не отдохнув от ратного труда.
Мы знаем, умудрённые войною:
жестоки раны — скоро не пройдут.
Не все сады распустятся весною,
не все людские души оживут.
Мы трудимся безмерно, кропотливо…
Мы так хотим, чтоб, сердце веселя,
воистину была бы ты счастливой,
обитель наша, отчая земля!
И верим: вновь пути укажет миру
наш небывалый, тяжкий, дерзкий труд.
И к Сталинграду, к Северной Пальмире
во множестве паломники придут.
Придут из мёртвых городов Европы
по неостывшим, еле стихшим тропам,
придут, как в сказке, за живой водой,
чтоб снова землю сделать молодой.
Так выше, друг, торжественную чашу
за этот день, за будущее наше,
за кровное народное родство,
за тех, кто не забудет ничего…
1945
Александр Твардовский * * *
Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.
И тяжко было сердцу удручённому
Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-чёрному
Деревья, что не ожили весной.
Под их корой, как у бревна отхлупшею,
Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар…
Прошли года. Деревья умерщвлённые
С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зелёные…
Прошла война. А ты всё плачешь, мать.
1945
Всеволод Рождественский ПУЛКОВСКИЕ ВЫСОТЫ
Есть правдивая повесть о том,
Что в веках догоревшие звёзды
Всё ещё из пустыни морозной
Нам немеркнущим светят лучом.
Мы их видим, хотя их и нет,
Но в пространстве, лучами пронзённом,
По простым неизменным законам
К нам доходит мерцающий свет.
Знаю я, что, подобно звезде,
Будут живы и подвиги чести,
Что о них негасимые вести
Мы услышим всегда и везде.
Знаю — в сотый и тысячный год,
Проходя у застав Ленинграда,
Отвести благодарного взгляда
Ты не сможешь от этих высот.
Из весенней земли, как живой,
Там, где тучи клубились когда-то,
Встанет он в полушубке солдата —
Жизнь твою отстоявший герой.
1945
Илья Эренбург В МАЕ 1945
1
Когда она пришла в наш город,
Мы растерялись. Столько ждать,
Ловить душою каждый шорох
И этих залпов не узнать.
И было столько муки прежней,
Ночей и дней такой клубок,
Что даже крохотный подснежник
В то утро расцвести не смог.
И только — видел я — ребёнок
В ладоши хлопал и кричал,
Как будто он, невинный, понял,
Какую гостью увидал.
2
О них когда-то горевал поэт:
Они друг друга долго ожидали,
А встретившись, друг друга не узнали
На небесах, где горя больше нет.
Но не в раю, на том земном просторе,
Где шаг ступи — и горе, горе, горе,
Я ждал её, как можно ждать любя,
Я знал её, как можно знать себя,
Я звал её в крови, в грязи, в печали.
И час настал — закончилась война.
Я шёл домой. Навстречу шла она.
И мы друг друга не узнали.
3
Она была в линялой гимнастёрке,
И ноги были до крови натёрты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был чёрный хлеб белее белых дней,
И слёзы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины как мёртвые молчали.
Позавчера умер Валентин Зорин — талантливый советский политолог, журналист, телеведущий. Областью его научных и культурных интересов была Америка – он писал о ней книги, брал интервью у политических деятелей США, внёс значительный вклад в организацию Института США и Канады Академии наук СССР.
«Америка семидесятых» — документальный цикл, одна из самых главных работ Валентина Зорина. Серии выходили в течение 13 лет, с 1970 по 1983 год. Каждый фильм рассказывал о географических и социальных особенностях США, а также об истории того или иного штата. Несмотря на пропагандистскую призму, которая усиливалась к концу цикла, «Америка семидесятых» остаются ценным источником по истории США, а также образцом интересной телевизионной документалистики.
Интернет-ресурс DeviantArt специализируется на немейнстримовом субкультурном визуальном искусстве, представляет собой социальную сеть, на котором можно выкладывать свои творения. Сайту уже 15 лет. Но даже для такого ресурса тема большевиков кажется неожиданной.
Однако из рисунков Зиновьева, Каменева, наркома Ежова, Берии, Фрунзе и других гораздо менее известных деятелей большевистской партии предвоенных лет можно составить целую галерею — своего рода большевистский фан-арт. Причины такого увлечения едва ли политические. Художникам просто нравится суровая тоталитарная эстетика довоенного Советского Союза.
Представим рисунки пяти наиболее примечательных художников DeviantArt.
Полька Маруся знает историю Советского Союза назубок и пишет комичные рисунки на тему объединённой оппозиции 1926–1927 годов, пакта Молотова-Риббентропа, атмосферы тотальной слежки и пристрастий Климента Ворошилова. Вообще, Климент Ефремович оказался любимым персонажем художницы. Однако, когда дело касается её родины, Маруся серьёзна, даже несмотря на авторский стиль.
Наша соотечественница, помимо большевиков, любит Скайрим и мультсериал «Клуб Винкс: Школа волшебниц». Художница, взявшая псевдоним в честь Троцкого, делает неприхотливые и оригинальные карандашные скетчи. На одном из них она изобразила Чичерина, Каменева, Троцкого, Зиновьева и Бухарина в виде персонажей Skyrim.
18-летняя американка из Калифорнии позирует на фотографии своего профайла в будёновке. Она администрирует фан-клуб большевиков. Рисует художница карандашом, но свои рисунки разукрашивает — получается похоже на карикатуры. На одном из рисунков, например, изобразила всех трёх наркомов внутренних дел, ответственных за репрессии.
Весьма ироничная соотечественница по имени Мария, к примеру, изобразила Зиновьева, призывающего к борьбе с гриппом, а также революционеров накануне 7 ноября — это не только дата Октябрьской революции, но ещё и день рождения Троцкого. Художница не ограничивается исключительно большевиками. На одном из рисунков она группирует персонажей русской истории вокруг Керенского.
Рисует Сталина c Серго Орджоникидзе и Лаврентием Берией так, что можно заподозрить их взаимоотношения в чём угодно. Феликс Дзержинский изображён в прямом смысле «железным человеком». Есть и рисунки по мотивам сериала «17 мгновений весны», и Сталин с кошкой.
Танки стали важным оружием уже в годы Первой мировой войны, но свою определяющую роль танки приобрели уже в конфликтах последующих десятилетий, особенно во время Второй мировой войны. Советскому Союзу удалось осуществить значительный прорыв в танкостроении; советские танки стали одним из залогов победы в Великой Отечественной войне.
Разберём эволюцию советских танков.
Первый советский пятибашенный
Советская держава с момента возникновения остро нуждалась в производстве собственной боевой техники, способной противостоять на поле боя западным образцам. Уже в 1920‑е годы создаются первые (и достаточно успешные) лёгкие советские танки. Самым успешным, пожалуй, был Т‑18 (МС01), производимый с 1926 до 1931 года (всего было выпущено порядка тысячи машин).
В 1929 году Народный комиссариат по военным и морским делам СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Именно в структуре данной системы утверждалось деление танковых машин на лёгкие, средние и тяжёлые. А также формулировались чёткие планы по конструированию новых машин, которые должны были соответствовать тактико-техническим характеристикам, описанным Системой, и выполнять поставленные ею задачи.
Важнейшее место в списке занимал «мощный танк особого назначения». Это и неудивительно: к началу 1930‑х годов для РККА основной проблемой было создание не самолётов или танков сопровождения, а именно тяжёлых танков. Полное отсутствие опыта создания таких машин стало причиной череды неудач советских инженеров в этом направлении.
После серии проб и ошибок, первым тяжёлым «танком прорыва» стал Т‑35, выпущенный специализированным КБ в 1932 году.
В то время танк впечатлял своими размерами, количеством башен и вооружения. Цифру в названии новая машина получила в связи с его 35-тонным весом. Танк обладал сразу пятью башнями, тремя артиллерийскими орудиями и тремя пулемётами.
Уже 1 мая 1933 года Т‑35–1 участвовал в параде в Москве, и с этого момента до самого начала Великой Отечественной войны он будет одной из основных «изюминок» военных парадов, проводимых в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве.
К сожалению, данная машина фактически и осталась «парадной», используемой в пропагандистских целях, а не на полях сражений. Танк имел массу недостатков в ходовой части, был сложен в эксплуатации, а к концу 1930‑х уже технически устарел.
Тем не менее, его идеологическую роль переоценить сложно. Первый тяжёлый танк СССР, «машина прорыва», пятибашенный монстр, способный создавать шквал огня по всему периметру. Неудивительно, что Т‑35 продолжал быть героем парадов и героических плакатов даже спустя десятилетие после своего выпуска.
Преображение накануне войны
Во второй половине 1930‑х годов была поставлена задача обновить «танк прорыва». К этому времени в мире уже ширилось понимание того, что многобашенные сверхтяжёлые танки являются тупиковой ветвью развития. Однако, в «Системе РККА» 1929 года, упоминаемой выше, «мощный танк особого назначения» был обязан иметь несколько башен. Поэтому советские конструкторы, стремясь к совмещению формальных критериев плана с боевой эффективностью, предлагали образцы трёх- и двухбашенных танков. Наиболее известные из них — СМК и Т‑100, разработанные в 1937 и 1938 годах.
Несмотря на то, что оба танка были весьма успешными модернизациями Т‑35, превосходя исходную машину по основным критериям, они уже не могли конкурировать с современными западными танками. Наиболее ясно это стало для руководства после боевых испытаний опытных образцов в Советско-финской войне.
Именно на полях сражений у линии Маннергейма было определено всё будущее развитие советских тяжёлых танков: единственным опытным образцом, вернувшимся с боёв, стал КВ‑1 — единственный однобашенный танк прорыва из всех советских наработок.
Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-миллиметровая пушка Л‑11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами врага. Для решения этой задачи в 1940 году был создан экспериментальный КВ‑2, вооружённый 152-миллиметровой гаубицей М‑10, установленной в высокой башне.
Проект был настолько уникальным для того времени, что среди советских военных ходила легенда: мол, когда Гитлеру рассказали о такой разработке советских конструкторов, он посчитал её совершенно невозможной в реализации.
Именно танки серии КВ стали самым массовым советским тяжёлым танком за всю Великую Отечественную войну. Они заслуженно носят имя «орудия Победы».
Отдельным пунктом следует отметить ещё одно важнейшее достижение советских конструкторов – в 1939 году был разработан и внедрён в производство первый в Европе дизельный танковый двигатель В‑2. Будучи 12-цилиндровым четырёхтактным двигателем V‑образной конструкции, он развивал мощность до 500 лошадиных сил. Благодаря своим первоклассным параметрам, был монтирован почти на все средние и тяжёлые танки СССР. Интересно, что эта разработка стала основой всей дальнейшей эволюции двигателей для бронетехники. Его дальние «потомки» до сих пор устанавливаются на российскую технику.
От Клима к Иосифу
Несмотря на то, что данные машины стали прорывом отечественного танкостроения, и руководство армии, и конструкторы понимали, что необходимо дальнейшее развитие тяжёлых танков в сжатые сроки.
Стараясь выпустить новые машины как можно быстрее, силы конструкторов были сосредоточены в первую очередь на модернизации серии КВ.
Однако, испытания прототипов против немецких «Тигров» показали необходимость более глубокой доработки. Были внесены изменения в корпус, была установлена новая башня, позволяющая эксплуатировать 85-миллиметровое орудие, а также доработана броневая защита и коробка передач. Новый тяжёлый танк, получив название ИС‑1 (Иосиф Сталин‑1), был запущен в производство в октябре 1943 года.
Но самым мощным советским танком Великой Отечественной, и, пожалуй, одним из самых лучших танков мира того времени, оказалась следующая модификация, вышедшая под индексом ИС‑2. Серийный выпуск был начат спустя 2 месяца после запуска первой модификации, в декабре 1943 года.
Конструкторам удалось не только укрепить защиту танка, но и установить 122-миллиметровое орудие. Это делало легендарные немецкие «Тигры» (которые успешно побеждали серию КВ и боролись наравне с ИС‑1) фактически беспомощными на поле боя. ИС‑2 был способен уничтожить «Тигров» всего с нескольких выстрелов, оставаясь почти неуязвимым благодаря улучшенной броне отечественного танка.
Серия ИС, оказавшись чрезвычайно эффективной на заключающем этапе войны, была продолжена и далее.
Например, танк ИС‑3 получил инновационную для того времени обтекаемую форму башни, становясь ещё более неуязвимым для соперника. Среди танкистов такая модификация получила прозвища «Щука».
Последней моделью в серии ИС стал грандиозный ИС‑7, разработанный в 1947 году и вышедший ограниченной серией в 1949 году. Размер орудия в «седьмом Иосифе» был доведен до 130 мм.
Примечательно, что, продемонстрировав свою эффективность, серия ИС продолжала оставаться на эксплуатации в мирное время вплоть до 1993 года. А в 2014-ом ополченцы Новороссии «оживили» ИС‑3, стоявший в виде памятника, и использовали его в столкновениях с вооружёнными силами Украины.
Подводя итоги, можно отметить феноменальную скорость эволюции отечественного тяжелого танкостроения. Начав «с абсолютного нуля» и выпустив первый серийный танк прорыва в 1931 году, советские конструкторы уже через 12 лет сумели создать самые мощные тяжёлые танки мира. Это доказывает потрясающий потенциал советских инженеров, способных в тяжелейших условиях достигать самых выдающихся результатов. Нам есть, чем гордиться.
Борис и Аркадий Стругацкие — наиболее известные советские фантасты. Общий тираж изданных книг писателей составляет 40 миллионов экземпляров на 42 языках мира. У братьев Стругацких сформировался по-настоящему культовый статус и армия настоящих фанатов. Естественно, произведения писателей не раз пытались экранизировать.
Всего насчитывается восемь фильмов, снятых по мотивам романов фантастов. Большая часть экранизаций является вольной интерпретаций сюжетов Стругацких. Возможно, это объясняется тем, что их проза очень специфична. Расскажем вкратце про наиболее удачные экранизации Стругацких.
1. Отель «У погибшего альпиниста» (1979, реж. Григорий Кроманов)
Что будет, если в антураж классического запутанного остросюжетного романа в духе Агаты Кристи добавить роботов и инопланетян? Получится первый советский фантастический детектив. Режиссёр весьма строго следует сюжету книги, но изменил общий фон: от иронии не осталось и следа, кино оказалось очень меланхоличным. Нагнетая атмосферу неизбежности и запутанности, в развязке фильм ломает «четвёртую стену», напрямую обращаясь к зрителю. Близкий к неонуару, «Отель „У погибшего альпиниста“» можно смело рекомендовать самому искушённому зрителю.
2. Сталкер (1979, реж. Андрей Тарковский)
Самая известная экранизация Стругацких, которая вышла в тот же год, что и работа Кроманова. Легенда советского арт-хауса Тарковский сильно отошёл от изначального сюжета произведения: фактически вся научно-фантастическая часть просто отсутствует в кино. Две главные черты фильма: безупречность визуальных образов (Тарковский уходит от прямого символизма, заставляя «картинку» воздействовать на зрителей посредством эмоций) и религиозно-философский смысл сюжета. «Зона» Тарковского оказывается своего рода испытанием на искренность и чистоту, напрямую говоря то, о чём в романе братья дали лишь намёк.
3. Гадкие лебеди (2006, реж. Константин Лопушанский)
Ученик Тарковского Константин Лопушанский также попробовал себя в экранизации самых известных советских братьев-фантастов. Как и его учитель, Лопушанский редактирует сюжет в сторону умаления научно-фантастической части сюжета, заменяя её философско-мистический компонентом. Насыщенность визуального ряда, изменённая на более мрачную концовка, интересные звуковые решения — пожалуй, одна из самых недооценённых современных экранизаций.
4. Обитаемый остров (2008−2009, реж. Фёдор Бондарчук)
Одна из самых известных экранизаций Стругацких. Бондарчук постарался почти дословно следовать сюжету книги, меняя детали в основном только для того, чтобы уложить приключения Каммерера в два двухчасовых фильма. Пожалуй, один из самых спорных фильмов в нашем списке. Дискуссии о нём выявили интересный аспект: почитатели творчества писателей в своей единодушной критике фильма оказались несогласны с самим Борисом Стругацким. Последнему фильм скорее понравился, чем нет. Так насколько этот фильм, близкий к тексту пересказ сюжета романа, сохранил его атмосферу и смысл? Решать зрителям.
5. Трудно быть богом (2013, реж. Алексей Герман)
Посмертная работа Алексея Германа стала самым нестандартным, наряду со «Сталкером», взглядом на творчество братьев-фантастов. И хоть этот фильм разделил всех любителей Стругацких на два непримиримых лагеря, от себя скромно заметим, что нравится ли вам этот фильм или нет, такая трактовка имеет право на существование. Взгляд Германа-старшего, безусловно, очень субъективный, но этим, пожалуй, он и ценен.
Борис и Аркадий Стругацкие с самого начала имели статус трудноэкранизируемых писателей. Сами произведения братьев весьма сложны как по структуре, так и по смысловому наполнению. Стругацкие предпочитали оставлять концовку произведений открытой, что требует от читателя поиска собственных трактовок и выводов, а от режиссёров — собственных взглядов и художественных решений. Именно поэтому их так трудно экранизировать. Но, уловив смысл, режиссёр способен его передать, частично или полностью изменяя форму сюжета. За это и стоит ценить как творчество самих писателей, так и экранизации их произведений.
Владимир Кадулин, иногда подписывавшийся как Наядин, прославился в Киеве в годы Первой русской революции. В 1905 году он пытался доучиться в художественном училище, что ему не удалось. Однако талант и, главное, желание творить прослеживались уже тогда.
Кадулин начал рисовать сатирические открытки на политические темы. Работы художника пользовались огромной популярностью. Исследователь Евгения Демченко отмечает, что Кадулин сотрудничал не менее чем с десятью изданиями Киева. Художник подписывался вымышленными именами, но его слава распространялась по всей России.
Со временем Кадулин переориентировался и на другие темы: рисовал пасхальные открытки, иронизировал над бытовыми сюжетами, а одной из главных тем творчества художника стало пьянство в различных ипостасях. Даже выводят у Кадулина отдельную «Пьяную серию». К сожалению, данные о Кадулине теряются после 1917 года.
Наиболее примечательны работы, посвящённые студенческой жизни. Открытки издавались с 1910 по 1915 год. Студенты разделены по следующим параметрам: специализация, национальность, убеждения, социальный статус. Бытовые сценки из жизни студентов посвящены, в первую очередь, любви в разных её проявления. Художник выбрал ряд характерных типажей, актуальных и по сей день, изобразил их ярко, достоверно, но в то же время иронично.
Чтобы поддержать авторов и редакцию, подписывайтесь на платный телеграм-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делимся эксклюзивными материалами, знакомимся с историческими источниками и общаемся в комментариях. Стоимость подписки — 500 рублей в месяц.
Гражданская война в Испании и роль Советского Союза находятся где-то на периферии сознания человека, увлечённого историей. Последние годы в научно-популярном информационном поле тема помощи СССР Испанской республике умалчивается, 30‑е годы Советского Союза в плоскости внешней политики — это всецело пакт Молотова — Риббентропа, подлинное значение которого, как Тильзита XX века, подменяется идеологической чушью о союзнических отношениях Гитлера и Сталина. При этом забываются все предшествующие события 30‑х годов.
Тем не менее Гражданская война в Испании (1936 — 1939) имеет колоссальное значение как для мировой, так и для отечественной истории. Кровавое противостояние на европейской окраине оказалось прологом Второй мировой войны. Некоторые советские офицеры уже тогда, за несколько лет до начала Великой Отечественной войны, столкнулись на поле брани с немецкими фашистами. Многие из них погибнут на далёкой испанской земле. Война в Испании, освещаемая подробно в прессе, напоминала советским гражданам о Гражданской войне в России и революции. Предшествующая началу противостояния политическая неразбериха, заграничные интервенты и остервенелая жестокость. Кажется, ни одна из европейских стран не была так близка Советскому Союзу, как героически терпевшая крах Испанская республика.
Испания первой половины XX века: как случилась Гражданская война
От былой славы «золотого века Испании» остались лишь память и исторические здания. Когда-то самая большая империя мира в новый XX век входила, потеряв последние заокеанские колонии в ходе бесславной испано-американской войны 1898 года. Поражение было воспринято как национальная катастрофа. Но основным ощущением «поколения 1898 года» была не жажда реванша, а разочарование и социальная апатия.
Испания конституционной парламентской монархии испытывала перманентный политический кризис. Министры сменялись с завидной регулярностью. Официальные политические партии — либералы и консерваторы — не удовлетворяли интересы населения. Ставка делалась на военных, которых было огромное количество, особенно офицеров. Постепенно формировались политические партии нового типа — социалисты, коммунисты. Самой большой популярностью из новых партий пользовались анархисты. Ещё в 1910 году был основан анархистский профсоюз CNT, который был одной из самых старых и сильных анархистских организаций мира. Численность CNT стабильно составляла несколько сотен тысяч участников, а в годы Гражданской войны достигла двух миллионов.
Другая важная особенность Испании заключалась в том, что культура заговора была очень развита в стране. Ряд либеральных, условно прогрессивных деятелей состоял в масонских ложах, наиболее деятельные и влиятельные анархисты состояли в тайной организацией FAI. Заговор военных был вполне нормальным явлением. Впоследствии эта особенность сыграет решающую роль в истории Испании.
Наиболее устойчивый режим первой половины века — диктатура Примо де Риверы (1923—1930) сформировалась именно в результате военного заговора. Были запрещены фактически все политические партии прежней Испании, но в то же время первые годы правления в Испании наблюдался некоторый экономический рост, появилась современная инфраструктура (хорошие шоссейные дороги и железнодорожное сообщение отмечали наши добровольцы в своих мемуарах). Недолгое время режим Примо де Риверы способствовал экономическому росту Испании, однако экономический кризис рубежа 1920—1930‑х годов вынудил диктатора отойти от дел. Примо де Ривера через несколько недель после отставки умер. Примечательно, что его сын, Хосе Антонио, станет основателем движения испанских фашистов — фалангистов, осуществлявших идеологическую поддержку Франко.
В 1931 году произошла испанская революция, в результате которой утвердилась Вторая Испанская республика. Некоторые историки, например Хью Томас, объединяют события 1931 по 1939 год в единый исторический период. По своей сути, Вторая Испанская Республика представляла собой политическую систему постоянной турбулентности. Постепенно происходил разлом внутри общества, который впоследствии вылился в Гражданскую войну. Республику сотрясали кризисы и восстания как с правой, так и с левой стороны. Наиболее яркие — заговор испанского генерала Санхурхо с правой стороны (основные участники избежали наказания или были помилованы) и Астурийское восстание шахтёров, которое было жестоко подавлено Франко, тогда ещё верным генералом Республики.
Катализатором для противоречий стали выборы в кортесы (испанский парламент) 16 февраля 1936 года. В ходе выборов сформировались две политические коалиции «Народный фронт» (социалисты, коммунисты, левые республиканцы, либералы) и «Национальный фронт» (умеренные правые из CEDA, монархисты, фалангисты). Выборы с незначительным разрывом выиграл «Народный фронт». Фактически после победы «Народного фронта» началась волна политического насилия. Особенно резонансными были убийства левого офицера Кастильо и профашистского депутата Сотело за считанные дни до мятежа. Именно тогда в Мадриде произошли первые столкновения.
Гражданская война в Испании началась с путча, произошедшего в ночь с 17 на 18 июля 1936 года. О заговоре военных слухи начали циркулировать сразу же после победы Народного фронта на выборах. Заговорщики рассчитывали с помощью верных вооружённых офицеров и солдат, которые были в каждом гарнизоне и части, быстро захватить власть по всей стране. Плацдармом для мятежа Франко, Мола и Санхурхо, ключевых фигур испанских реакционных сил, послужило Марокко. Для Франко, влиятельного молодого генерала, Марокко было его вотчиной, в 20‑е годы он подавил восстание там. Республиканцы держали его в стороне от Марокко. Именно там удалось мятежникам закрепиться. Однако в самой Испании мятежникам не удалось моментально захватить власть.
СССР, Русское зарубежье и Испания до Гражданской войны 1936—1939 годов
О каких-то намёках на официальные отношения между Испанией и СССР при конституционной монархии говорить не приходится. Разве только режим Примо де Риверы активно интересовался возможностью закупать в СССР бензин. Испания являлась далёким краем, однако история и культура которого были хорошо известны в СССР. Формально дипломатические отношения между Советским Союзом и Испанией были установлены только в 1933 году, в Испанию послом отправился бывший нарком просвещения знаменитый Анатолий Луначарский. Однако по дороге в Мадрид Луначарский умер. Фактически дипломатические отношения между Испанией и Советским Союзом были установлены только после начала Гражданской войны. Посланники СССР, полпред Марсель Розенберг и Владимир Антонов-Овсиенко, прибыли в Мадрид в августе 1936 года.
Информация о жизни в Испании поступала от журналистов. Михаил Кольцов, корреспондент «Правды», ставший впоследствии одним из важнейших представителей Советского Союза в воюющей Республике, был автором ряда репортажей, знакомивших читателей с жизнью Испании. В 1933 году статьи Кольцова были изданы в книге под заглавием «Испанская весна». Писал об Испании и Илья Эренбург, другой влиятельный советский журналист. В целом, бытовало представление об Испании как о стране, где фашистский режим Примо де Риверы был смещён в интересах испанской короны, а затем Вторая республика подарила угнетаемому народу надежду. Правда, советские публицисты были строги и к Республике.
Вот что пишет Илья Эренбург в декабре 1931 года:
«Республика закрыла короны тряпьём, она переименовала улицы, она переменила бутафорию. Актёры те же. Им даже незачем разучивать новые роли. Правда, ввиду экономии некоторым офицерам пришлось выйти в отставку, но отнюдь не монархистам — нет, чересчур беспокойным мечтателям. Старые королевские полицейские охраняют республиканский порядок. Что ни день, они арестовывают рабочих. Как встарь, они убивают „смутьянов“».
СССР влиял на коммунистическую партию Испании, которая входила в Коминтерн, международную организацию, с помощью которой Советский Союз проводил политику за рубежом. Образ Советского Союза как общества будущего тиражировался как основной элемент агитации коммунистической партии. В Коминтерне состояла Коммунистическая партия Испании, образованная выходцами из Испанской социалистической рабочей партии (PSOE, или ИСРП). Головная партия PSOE, многие партийцы которой хоть и симпатизировали Советской России, в Коминтерн не вступила. Тем не менее коммунистическая партия, хоть и усилившая свои позиции после победы Народного фронта на выборах 1936 года, до момента начала войны имела весьма ограниченную популярность среди испанцев, уступая на левом фланге и социалистам, и анархистам. Численность Коммунистической партии к концу 1936 года достигла 300 тысяч человек, что по испанским меркам 30‑х годов немного.
Важно сказать, что создание коалиции «Народного фронта» входило в замыслы Коминтерна. В 30‑е годы концепция немедленной всемирной революции сменилась идеей об участии коммунистических партий в парламентах. Основная причина — противостояние крепнувшему фашизму. В этой связи с начала того же 1934 года всем коммунистическим партиям Европы было предложено использовать «буржуазную парламентскую демократию», пока она не будет заменена «пролетарской демократией».
Советская Россия воспринималась народом Испании как Эльдорадо для всех угнетённых. Реакция на революцию была бурной, события в России 1917 года вдохновили испанцев и каталонцев на ряд протестов, стачек и даже столкновений с властями. Некоторые историографы выделяют так называемое большевистское трёхлетие в Испании. Соответственно, высшие слои Испании воспринимали образ СССР враждебно как угрозу сложившемуся порядку.
Стоит отметить, что в Испании даже не оформилась полноценная община русских эмигрантов. Русских эмигрантов было несколько десятков. В основном это были бывшие белогвардейцы, служившие в иностранном легионе. Они были участниками некоторых организаций русской эмиграции. Среди них был некто Иванов, участвоваший в расстреле Астурийских шахтёров, впоследствии этот Иванов будет служить у франкистов. В целом, русские эмигранты в Испании тяготели к правым кругам.
Реакция на начало Гражданской войны
Гражданская война в Испании, начавшаяся с военного заговора генералов Франко и Мола, с первого своего дня широко освещалась в советской прессе. Практически сразу в Испанию отправился в качестве корреспондента Илья Эренбург из Парижа, а Михаил Кольцов присоединился чуть позже, осенью 1936 года. Начали публиковаться очерки из Испании. Очерки — это главный формат советской международной журналистики тех времён. Авторы, участники информационной войны, сочетали черты репортажа, публицистики и некоторых явных форм агитации. Кольцов и Эренбург сотрудничали с главными газетами Советского Союза — «Правдой» и «Известиями».
Выражением отношения советского народа к войне в Испании стал митинг 3 августа 1936 года. Митинг прошёл в Москве на Пушкинской площади и собрал 150 тысяч человек, причём демонстрация носила полуспонтанный характер, решение о митинге в поддержку Республики было принято утром того же дня (об этом утверждает Михаил Кольцов). Ораторы призывали оказать всяческую помощь Республике. Рабочие коллективы начали собирать гуманитарную помощь и деньги для Республики, а военнослужащие отправлять заявки о просьбе записаться добровольцем. Именно митинг 3 августа стал стартом их испанской биографии.
Вот как описывает митинг Михаил Ботин, советский доброволец-зенитчик:
«Стотысячный митинг москвичей и гостей столицы, собравшихся 3 августа 1936 года у стен древнего Кремля, проходил под лозунгом „Прочь руки фашистов от республиканской Испании!“. С пламенной речью обратился к труженикам первый секретарь Всесоюзного Центрального Совета Профсоюзов СССР Николай Михайлович Шверник. Он сказал, что трудящиеся всего мира с глубочайшим волнением и тревогой наблюдают за событиями в Испании. Это чувство тревоги вызывается тем, что в Испании борются два непримиримых лагеря. С одной стороны — лагерь фашизма, ничем не прикрытой зверской реакции, мракобесия и форсированной, подготовки новой братоубийственной мировой бойни. С другой стороны — лагерь демократии, свободы, сторонников мира, отстаивающий жизненные интересы всего человечества, объединяющий под знамёнами единого фронта всех, кому дороги завоевания человеческой культуры».
Советские граждане активно жертвовали деньги и собирали продовольствие для Испании. Исследователь Николай Платошкин заявляет о следующих цифрах:
«По инициативе работниц московской „Трёхгорной мануфактуры“ в начале сентября 1936 года начался сбор денег для оказания продовольственной помощи женщинам и детям Испании. За несколько дней поступило 14 млн рублей. К концу октября 1936 года на 47 млн рублей в Испанию было отправлено 1 тыс. тонн сливочного масла, 4200 тонн сахара, 4130 тонн пшеницы, 3500 тонн муки, 2 млн банок консервов, 10 тысяч комплектов одежды. Испанским детям полюбились сгущённое молоко и баклажанная икра из далёкой России. Женщины с гордостью показывали советские продукты соседям. Всего за время гражданской войны в фонд помощи Испании советские люди собрали 274 млн рублей».
Со временем, когда дела Республики были совсем плохи, Советская Россия приняла детей испанских коммунистов. После окончания Гражданской войны 500 испанцев переедут жить в Советский Союз.
Сообщество Русского зарубежья разделилось. Наиболее реакционные и самые правые круги русской эмиграции поддержали Франко. В реакционной эмигрантской прессе даже курсировали слухи о том, что мятеж в Марокко подняли русские эмигранты. В целом же, русская эмиграция в духе европейского общественного мнения поддерживало Республику. Была и позиция принципиального нейтралитета. Вот что писал влиятельный публицист Русского зарубежья и военный историк Антон Керсновский:
«Когда, наконец, мы поумнеем и перестанем распинаться за чужих? С какой стати и почему проливаем потоки слёз и чернил во имя какой-то совершенно ненужной, чуждой и безразличной нам Испании? И если бы только слёзы и чернила! Нашлись русские люди, русские офицеры, пошедшие проливать свою кровь на поля Ламанчи, выручая потомков Дон Кихота, — ту самую русскую кровь, проливать которую за чужие интересы они не имеют права, ибо скоро она может понадобиться Матери-России».
Добровольцы: кто они
Стоит разделить советских добровольцев на две категории — на советников и военные специалистов. Советниками, безусловно, являлись лица, прикомандированные, исполнявшие приказы руководства, в их случае можно слово «добровольцы» закавычить.
Советские добровольцы — это в большинстве своём кадровые офицеры, которые изъявили желание участвовать в помощи Испанской республике. Порядок был такой: либо по партийной линии, либо военному руководству отправлялось заявление о желании помочь Республике.
Стоит сказать, что официально военная помощь Испании со стороны Советского Союза началась в сентябре 1936 года. Процитируем исследователя Платошкина:
«По представлению Наркомата обороны политбюро ЦК ВКП(б) приняло 29 сентября 1936 года решение о проведении операции Х — так было названо оказание военной помощи Испании. Корабли, перевозившие оружие в республику, именовались „игреками“. Главным условием операции была определена ее максимальная секретность, и поэтому все действия координировало Разведуправление Генштаба РККА».
Военные советники были прикреплены к крупным военным подразделениям. Были и главные советники, прикомандированные к Республиканской армии, которые координировали действия всех военных специалистов и советников. Главными советниками поочерёдно были старые большевики Ян Берзин, Григорий Штерн и Кузьма Качанов. Первый будет расстрелян во время репрессий 1937 года, а второго и третьего расстреляют в первые месяцы Великой Отечественной войны по сфабрикованному делу.
Вот как описывает один из военных советников, в будущем маршал, Кирилл Мерецков то, чем ему приходилось заниматься:
«Советники предлагали испанскому командованию идею операций. Если идея принималась, то советники разрабатывали планы операций. Если принимался план, они писали проекты оперативных приказов и обучали ответственных за это лиц штабной работе. Затем приходилось обучать высший комсостав решать оперативные проблемы, средний комсостав — тактике и показывать, как учить своих солдат. Советники участвовали в формировании и организации всех интернациональных и ряда испанских бригад, а затем нередко водили их в бой, особенно в первых сражениях, чтобы показать офицерам, как нужно управлять подразделениями в бою».
Военным советникам запрещалось участвовать в военных операциях, в отличие от военных специалистов.
Военные специалисты занимались как обучением испанских военных, так и непосредственно участвовали в военных действиях. Это были танкисты, зенитчики, диверсанты, лётчики. Они отправлялись в Испанию с техникой, произведённой на советских заводах. Формировались смешанные экипажи из советских и испанских военных.
Кроме того, нужно отметить и политэмигрантов, проживавших в Советском Союзе и бежавших от фашистских режимов. Это были выходцы из Италии, Германии, Венгрии, Болгарии, часто работавшие в структурах Коминтерна. Среди были и военачальники: например, генерал Лукач (псевдоним писателя и революционера Бела Франкля, известного в Советском Союзе как Матвей Залка); итальянский лётчик, зверски убитый франкистами, Примо Джибелли получил звание Героя Советского Союза; несколько лет в Советском Союзе прожил и знаменитый Энрике Листер, военачальник коммунистических отрядов Республики.
Отправлялись советские добровольцы двумя путями — либо поездом через Польшу во Францию, а далее через границу, изображая из себя гражданских, на поездах в Барселону, либо по морю из Одессы в портовые города Испании (в первую очередь, в ту же Барселону — это был важный перевалочный путь).
Всего побывало в Испании около четырёх тысяч советских добровольцев, 200 человек из которых погибли. Была частая ротация кадров. Одновременно в Испании находилось не более 600 советников и военных специалистов. Все советские граждане действовали в Испании под вымышленными именами.
Добровольцы были и среди русских эмигрантов. Большая часть (от двухсот до тысячи) сражалась в рядах Республики. Среди них был родственник эсера Бориса Савинкова — Лев, полковник царской армии, приятель Анны Ахматовой — Владимир Глиноедский, поручик Остапченко и многие другие. Отправку добровольцев из числа русских эмигрантов курировала Вера Гучкова-Трэйл, дочка лидера октябристов Гучкова. Она этим занималась с ведома ОГПУ. Как считалось, участники войны в Испании на стороны Республики русские эмигранты могли вернуться на родину. 42 эмигранта, воевавших на стороне Республики, после окончания Гражданской войны стали гражданами Советского Союза.
Ехавший через Польшу военный советник, ставший героем Сталинграда, а в 1936 году лейтенант Александр Родимцев описывает содержание белоэмигрантских газет, издававшихся в Польше:
«Пёстрые, броские заголовки привлекали внимание. Графиня Перковская публиковала свои воспоминания о Петербурге. Барон Невельский соглашался продать достойному преемнику коллекцию русских лаптей. На последней страничке помещена короткая информация о мятеже в Испании, о добровольцах, пробирающихся через Пиренеи. Автор, пожелавший остаться неизвестным, призывал сверстников кровью, пролитой в Испании, искупить вину перед Родиной, получить разрешение вернуться домой».
Родимцев также рассказывает о том, что было много украинских добровольцев, которые сформировали роту имени Тараса Шевченко.
Вот что пишет Родимцев:
«Особенно много было украинцев, эмигрантов из западноукраинских земель, находившихся в составе буржуазной Польши. Они были вынуждены в поисках работы переселиться во Францию, Бельгию, Аргентину и другие страны. Хлебнувшие немало горя, познавшие прелести „буржуазного равноправия“, добровольцы из Западной Украины, преодолевая множество препятствий, пришли на помощь своим братьям по классу — рабочим и крестьянам. Была даже сформирована украинская рота имени Тараса Шевченко. Украинских добровольцев насчитывалось около тысячи человек. Многие из них знали испанский язык и работали переводчиками. Необходимость конспирации скрыла от нас их истинные имена».
Впоследствии в своих мемуарах Родимцев описывает, как под видом эмигранта-добровольца Савченко в частях оказался лазутчик барон Скрынник, только случай помог Александру Родимцеву не попасть под пулю барона. Барон Скрынник будет расстрелян. Эта история свидетельствует, что было много желавших поражения Испанской Республике в числе русского эмигрантского сообщества.
Действительно 72 русских эмигранта отправились воевать с республиканской армией Испании. Идеологическое обоснование их поступка заключалось в том, что они продолжали Гражданскую войну, начатую в России против коммунистов. Среди франкистских добровольцев были многие титулованные военные, вроде генерала Анатолия Фока, который и инициировал отправку белоэмигрантов на сторону мятежников. Реакционная белоэмигрантская пресса называла мятежников «испанскими корниловцами». Стоит сказать, что также называл франкистов и Лев Троцкий. В штабе франкистов даже была идея создать русское военное подразделение, но она была отвергнута и русские белоэмигранты сражались в рядах карлистов, радикальных монархистов, наиболее реакционных даже по меркам фракистской пёстрой коалиции правых сил.
Советский след в Испанской гражданской войне
Стоит разделить на три типа участия Советского Союза в Гражданской войне в Испании: военное (как непосредственное, так и поставками), политическое и дипломатическое.
Официально поддерживали официальную законную власть в Испании только две державы — Советский Союз и Мексика. Либеральные режимы Западной Европы воздержались от помощи как одной, так и другой стороне, несмотря на то что общество в большинстве своём поддерживало республиканцев. Германия и Италия же отправили десятки тысяч военнослужащих в поддержку Франко, а также множество самого современного вооружения.
Военное участие
Помогать Испании оружием было решено уже в августе 1936 года. За время войны грузы доставлялись через порты Аликанте, Барселона и Картахена, а также французские порты Гавр и Шербур, откуда контрабандой (формально большую часть войны испано-французская граница была закрыта) по железной дороге грузы доставлялись в Испанию.
Первый советский корабль с военными грузами прибыл 25 сентября 1936 года. А лётчики готовили аэродромы ещё с начала сентября. В аэродромы начали доставляться самолёты И‑15 и И‑16, а затем бомбардировщики СБ (они поставлялись в том числе через Мексику — неофициальное название «катюшки») и P‑Z («наташки»).
В начале октября 1936 года в Картохену доставили первые советские танки Т‑26, которые называют лучшей боевой машиной Гражданской войны в Испании. Также прибыли советские танкисты. Всего за время войны таких танков было поставлено в количестве 50 машин. Другой вид танка, БТ‑5, их было поставлено около ста боевых единиц. Также доставлялись бронемашины моделей БА‑3 и ФАИ.
Всего было доставлено, по разным данным, от 648 до 1003 самолётов, от 360 до 600 танков, 60 бронеавтомобилей, 1186 до 1555 орудий, 340 миномётов, 20486 пулемётов, 497813 винтовок, 862 миллиона патронов, 3,4 миллиона снарядов, 110 тысяч автомобилей, 4 торпедных катера.
Три советских корабля, перевозивших грузы в Испанию, были потоплены. Но Советскому Союзу удалось главное — вооружить армию Испанской республики.
Советский Союз, безусловно, помогал не безвозмездно. В Одессу был отправлен золотой запас Республики, на сумму примерно в 2,3 миллиарда пессет или 788 миллионов долларов. Это было три четверти золото-валютных запасов Испании. В переводе на сегодняшние деньги, по мнению исследователя Еремея Парнова, сумма составляет около 40 миллиардов долларов. Сумма кажется астрономической. Однако СССР ещё и выдал Республике кредит на сумму в 85 миллионов долларов.
Советские военные специалисты сыграли важнейшую роль при обороне Мадрида. Вовремя подоспевшая военная помощь спасла город, который находился в осадном положении. Мадрид был взят только после окончания Гражданской войны франкистами, а самая сложная ситуация октября — декабря 1936 года была разрешена с помощью советских военных и вооружения. Важно отметить советских танкистов, которые под руководством комдива Дмитрия Павлова и полковника Поля Армана, нанесли решительное поражение франкистам, что помогло избежать взятия бывшей столицы Испании (на время Гражданской войны она была перенесена из Мадрида вначале в Валенсию, а затем в Барселону). Их действия за время войны были беспрецедентны. В один из дней танкистам Армана удалось повоевать на десяти различных участках фронта. Советские танкисты проявили себя героически. Командир взвода Семён Осадчий совершил первый в мире анковый таран. С ходу врезавшись в итальянский танк «ансальдо», он смял его и столкнул в ущелье. Произошло это неподалёку от Мадрида. Через 10 дней после подвига Осадчий погибнет. Всего 21 советский танкист получит звание Героя Советского Союза.
Не меньший героизм проявили и советские лётчики. 28 октября 1936 года они начали бомбардировку войск мятежников неподалёку от Мадрида. Для франкистов это был шок. Это был дебют бомбардировщиков СБ, которые получат наименование «катюшки» или «Софья Борисовна». В ходе обороны Мадрида советская авиация и артиллерия осуществляли совместные действия. В боях за Мадрид октября — декабря 1936 года советские лётчики уничтожили 63 самолёта врага в воздушных боях и 64 разбомбили на франкистских аэродромах. Советские пилоты сражались по всему фронту. Всего их было, по утверждению испанского историка Миральеса, 772 человека, 99 из их числа погибли. 35 лётчиков-добровольцев были удостоены звание Героя Советского Союза.
Особое внимание следует уделить диверсантам, отряды которых формировались из числа испанских солдат и воинов интернациональных бригад. Диверсии как военный метод скептически оценивало руководство Испанской армии, однако диверсанты доказали свою полезность, отправляясь глубоко в тыл врага. Диверсантами руководили знаменитые специалисты Хаджи-Умар Мамсуров и Илья Старинов. Хаджи-Мамсуров, имевший псевдоним «полковник Ксанти», стал одной из легенд Гражданской войны в Испании. Диверсантам удалось совершить ряд операций среди которых пущенный под откос поезд под Кордовой, взорванный мост под Аликанте и выведенный из строя с помощью взрыва тоннель под той же Кордовой.
Политическое участие
Влияние Советского Союза на политику в республиканской Испании сильно преувеличивают. Советское руководство в лице Сталина, Молотова и Ворошилова прямо заявляло премьеру Испании Ларго Кабальеро, которого прозвали испанским Лениным:
«Вполне возможно, что парламентский путь окажется более действенным средством революционного развития в Испании, чем в России».
Более того, коммунисты во время Гражданской войны были одной из самых умеренных сил предельно радикализировавшейся Республики. Они выступали, в отличие от анархистов и троцкистов-поумовцев, против обобществления частного имущества и земли. Все политические вопросы, по мнению коммунистов, должны были быть отодвинуты на задний план и решаться после войны. Коммунисты считались самой дисциплинированной партией и главной опорой в армии.
Однако стоит отметить, что в Испании действовала организация под названием SIM, которая по своим функциям напоминала НКВД. Это была тайная полиция, орган в условиях гражданской войны жизненно важный. Именно тайная полиция сыграла свою роль при разгроме POUM, организации известной по всему миру тем, что к ней примыкал Джордж Оруэлл. Это была структура в духе троцкизма, выступавшая за отмену частной собственности и критиковавшая коммунистов с левых позиций. К SIM был прикомандирован представитель НКВД Орлов. Впрочем, разгром POUM был исключением, обусловленный тем, что троцкизм коммунистическими партиями, входившими в Коминтерн, фактически приравнивался к фашизму.
Дипломатическое участие
На международной арене единственным европейским защитником Испании был Советский Союз. Левое правительство Леона Блюма в Париже пыталось оказывать помощь Республике, но это было незначительно и очень недолго. Либеральные демократии выступали с позиций невмешательства в дела Испании. То есть легитимное правительство, против которого восстала армия, не имела возможности закупать вооружение. Политика правительств шла вразрез с общественным мнением Франции, Великобритании и США. Только в Париже на митинг вышло 300 тысяч человек. В Великобритании, согласно соцопросам, порядка 75 процентов населения поддерживало Республику. Тысячи добровольцев отправлялись в Испании и вступали в Интербригады.
Англией был инициирован созыв международной организации Комитета по невмешательству в Испанские дела, который остроумно прозвали «комитетом по вмешательству». В эту структуру входило 27 государств. Однако основные вопросы обсуждались подкомитетом в составе Англии, Франции, СССР, Германии, Италии, Чехословакии, Бельгии, Швеции и Португалии. Военные из трёх стран (Германии, Италии и Португалии) открыто сражались на стороне Франко: итальянцев до 150 тысяч, немцев до 50 тысяч и португальцев до 20 тысяч прошли через Испанскую гражданскую войну. Единственное, чего добивался комитет, — это регулярные дипломатические ноты. В целом, Комитет по невмешательству соответствовал политике западных демократий по замирению Муссолини и Гитлера, которая привела ко Второй мировой войне.
Значение
Учитывая сложившиеся обстоятельства, фактическое отсутствие армии, наиболее боеспособные части которой выступили на стороне мятежников, прямую военную помощь, которую оказывали франкистам Гитлер, Муссолини и Салазар, невозможность официально закупать вооружение, кажется удивительным, что Республика продержалась два с половиной года. Более того, на момент капитуляции, Республика контролировала треть страны и недотянула полгода до начала Мировой войны, на которую рассчитывали республиканские лидеры. Республиканцы демонстрировали фантастическую стойкость.
Роль Советского Союза сложно недооценить. Государство смогло наладить поставки вооружения через весь континент несмотря на неблагоприятную обстановку: рыскающие фашистские суда и подлодки. Более ощутимую поддержку оказать было сложно. Советский Союз действовал на два фронта. В эти же годы Советский Союз оказывал помощь китайцам, воевавшим с Японией. При этом помощь Китаю была заметно меньше, чем Испании.
О полноценном участии советских войск на стороне Республики не могло быть и речи. Это сложно было сделать с точки зрения логистики. Вопросы возникали даже в связи с переправкой нескольких сотен человек.
Важно сказать несколько слов о политических репрессиях, которые коснулись ряда советских добровольцев из числа военных советников. Причина, по которой они были репрессированы, не связана с Испанией ни коим образом. Военная элита была сломлена из-за мнимого или не очень заговора Тухачевского. К сожалению, политическое руководство имело вполне резонные основания (другое дело, что эти основания были частично сфабрикованы) полагать, что из маршала Тухачевского может получиться советский Франко. И можно только жалеть о том, что в преддверии Великой Отечественной войны и в первые её месяцы многие опытные героические военные были расстреляны.
Тем не менее сотни советских военных из числа военспецов смогли получить бесценный боевой опыт. Родимцев, Малиновский, Кривошеин, Арман, Мамсуров, Старинов, Батов, Кузнецов и другие будут сражаться против фашистов уже в Советском Союзе.
Бонус. Интересные факты, связанные с Гражданской войной в Испании
1. Гражданская война в Испании началась и закончилась с заговора военных. Республиканский полковник Касадо осуществил пронунсиаменто (такое специальное слово для обозначения заговоров) с целью добиться более достойных условий капитуляций. Более достойных условий не добился, но сохранил себе жизнь.
2. «Пятая колонна», как известно, стало общеупотребимым выражением после Гражданской войны в Испании. Так назывались франкисты, действовавшие в тылу Республики. Только в Мадриде таких агентов было около 20 тысяч и они сидели в прямом смысле по посольствам. Когда советские добровольцы и испанская служба безопасности нагрянули в финское посольство, откуда часто стреляли, то обнаружили там 2,000 человек, никто из которых не имел отношения к Финляндии.
3. В августе 1936 года, как известно, проходила Олимпиада в Берлине. Рабочее движение организовало параллельную Олимпиаду в Барселоне, которая была основным соперником Берлина за место проведения Олимпиады. Барселонская альтернативная рабочая Олимпиада должна была пройти с 19 по 26 июля 1936 года. Состояться полноценным соревнованиям помешало начало мятежа. Столкновения начались на улицах Барселоны 19 июля, примерно в одно время с маршем спортсменов. Атлеты приняли участие в подавлении мятежа и стали первыми иностранными добровольцами в рядах республиканцев. С этих атлетов ведёт своё начало движение Интербригад.
4. В составе Интербригад был батальон имени Авраама Линкольна. Его до самой смерти возглавлял чернокожий Оливер Лоу, что было беспрецедентно по меркам 30‑х годов даже для левого движения.
5. Главный роман об Испанской войне — «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. Прототипом главного героя книги Роберта Джордана поочерёдно называли трёх советских диверсантов Старинова, Мамсурова и Кирилла Орловского, но на самом деле прототипом Джордона была американский еврей Алекс из отряда Старинова. Проще с другими героями: генерал Гольц — это генерал Штерн, а Карлов — это образ на основе двух исторических деятелей — публициста Михаила Кольцова и Александра Орлова. Отель Гейлорд, описанный в романе действительно существовал в Мадриде с тем же названием и там действительно собирались советские советники, военные специалисты и добровольцы со всех стран мира.
6. В романе «По ком звонит колокол» есть один персонаж, фигурировавший под своим именем, — это французский деятель Коминтерна и руководитель Интербригад Андре Марти. В романе он грозит расправой персонажу под именем Карлов. В действительности публицист Михаил Кольцов, про которого говорили, что он ярый сторонник Сталина, был расстрелян после доноса Марти.
7. Михаил Тухачевский и Франксиско Франко встречались. Произошло это в Лондоне в январе 1936 года, за полгода до начала заговора. Михаил Тухачевский возглавлял советскую делегацию на траурной процессии по случаю смерти английского короля Георга V, Франко представлял Испанию.
8. Это была очень жестокая война, но существовало одно негласное правило, которое очень удивляло советских добровольцев. Воюющие тщательно соблюдали сиесту и давали друг другу пообедать.
9. Сын одного из лидеров коммунистической партии Испании, Ибаррури Долорес, известной по всему миру под прозвищем Пассионария, Рубен Долорес погибнет под Сталинградом, сражаясь в Красной Армии.
10. До смерти Франко в 1975 году у Советского Союза не было дипломатических отношений с Испанией. Тем не менее Франко ненароком помог сборной Советского Союза стать чемпионом Европы по футболу в 1960 году. Франко строжайше запретит сборной своей страны участвовать в четвертьфинальном матче Кубка Европы против сборной Советского Союза. Сборной СССР была присвоена победа.
Список использованной литературы
Николай Платошкин, Гражданская война в Испании 1936 — 1939 гг. М., 2005
Хью Томас, Гражданская война в Испании. 1931–1939 гг.
Евгений Халдей, фотокорреспондент ТАСС, стал свидетелем ключевых событий Великой Отечественной войны. Росший на Донбассе, он с ранних лет начал увлекаться фотографией. Мальчик в 12 лет смастерил свою первую фотокамеру: объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом — обычная картонная коробка. На эту камеру Халдею удалось заснять городскую церковь.
Затем подростком Халдей начал работать на заводе. Там он продолжал заниматься своим хобби. Халдей фотографировал заводскую жизнь и занимался самообразованием. Агитбригада завода заинтересовалась юным фотографом, Халдей начал участвовать в оформлении стендов, а со временем — сотрудничать с агентствами «Прессфото» и «Союзфото».
В 17 лет, в 1933 году, Евгений Халдей уже был штатным фотографом газеты «Сталинский рабочий», а чуть позже — «Социалистического Донбасса». Фотограф постоянно участвовал в конкурсах, на которых был среди призёров. В 1936 году 20-летний Халдей отправился в Москву и начал работать в фотохронике ТАСС. Халдей путешествовал по СССР, снимал грандиозные советские стройки, также ездил на Памир, где ощутил советскую восточную экзотику. Однако жизнь фотографа, как и всей страны, круто изменилась 22 июня 1941 года.
Евгений Халдей прошёл всю войну. 22 июня он был в Москве, где запечатлел толпу, слушающую знаменитую речь Молотова. Практически сразу после этого он отправился на Северный флот, впоследствии он был в Ростове-на-Дону и в Севастополе, участвовал в штурме Новороссийска, а затем вместе с Красной армией освобождал Европу — Румынию, Югославию, Болгарию, Австрию и Венгрию. И вот уже делает Халдей свой знаменитый снимок с флагом над Рейхстагом. Впрочем, для фотографа война закончилась не 9 мая 1945 года — Евгений Халдей фотографировал Нюрнбергский процесс.
После войны, в 1948 году, Халдей был уволен из ТАСС. Фотограф попал под удар из-за кампании против космополитов. Была вынужденная пауза в карьере фотографа. Затем он начал фотографировать для «Правды» и некоторых других изданий. Халдей был живой легендой и образцом для подражания. В 1978 году состоялось открытие его первой персональной выставки в Севастополе. В 1990‑е его творчеством заинтересовались за рубежом: были выпущены две биографические книги, посвящённые фотографу, а также появился документальный фильм.
За два года до смерти, в 1995 году, Евгений Халдей получил титул «Рыцаря ордена искусств и литературы» на фестивале во французском Перпиньяне. Умер Евгений Халдей в Москве 6 октября 1997 года.
Представим подборку наиболее ярких фотографий, снятых Халдеем с 1934 по 1946 год.